5. Расчёт привода сцепления
Качество привода, определяющее удобство и легкость управления, оценивается: работой, которую необходимо совершить водителю для полного выключения сцепления, (предельное значения для легковых автомобилей 23 Дж); максимальным усилием на педали сцепления ; полным ходом педали сцепления (для легковых автомобилей ). На автомобиле БМВ-525i привод сцепления выполнен гидравлическим, как, практически, и на всех легковых автомобилях.
Конструктивное оформление педали сцепления и её крепление определяются из условий компоновки. Для сцепления автомобиля БМВ-525i с гидроприводом характерно верхнее крепление педали на переднем щитке автомобиля. При этом улучшается доступ к приводу, герметичность кабины. Механический усилитель выполнен в виде пружины 12, соединенной с педалью при помощи крючка 10. На начальном этапе пружина оказывает незначительное сопротивление перемещению педали. Затем после перехода точки опоры А через нейтральное положение, когда точки А, О и Б лежат на одной линии, с помощью пружины снижается усилие на педали.
Рисунок - Гидравлический привод сцепления
1 -- пробка; 2 -- корпус главного цилиндра; 3 -- перепускное (компенсационное) отверстие; 4 -- прокладка штуцера; 5 --штуцер; 6 -- стопорная пружинная шайба; 7 -- поршень главного цилиндра; 8 -- уплотнительное кольцо; 9 -- поршень толкателя; 10 -- крючок; 11 -- кронштейн педалей сцепления и тормоза; 12 -- пружинный усилитель привода сцепления; 13 -- оттяжная пружина педали сцепления; 14 -- ограничитель хода педали; 15 -- педаль сцепления; 16 -- толкатель поршня; 17 -- защитный колпачок; 18 -- стопорное кольцо; 19 -- впускное отверстие; 10 -- уплотнительное кольцо; 21 -- перепускное отверстие поршня; 22 -- рабочая полость цилиндра; 23 -- пружина; 24 -- прокладка
Исходными данными для расчета привода являются допустимое усилие на педали, ее полный ход и параметры сцепления.
Общее передаточное отношение привода от педали до нажимного диска определяется по формуле
где -- рабочий ход педали;
-- перемещение нажимного диска;
-- передаточное отношение педали;
-- передаточное отношение части привода, расположенной между педалью и вилкой сцепления;
-- передаточное отношение вилки сцепления;
--передаточное отношение отжимных рычагов сцепления.
Принимается:
, Тогда,
Принимается:
(конструктивно)
Из исходной формулы
Максимальное усилие на педали определяется по формуле
где -- КПД привода;
передаточное отношение части привода от оттяжной пружины до педали;
КПД части привода от оттяжной пружины до педали;
оттяжное усилие.
Допускаемое усилие на педали не должно превышать 180 Н
Так как то установка усилителя не требуется.