4. Расчет сцепления на нагруженность
К показателям нагруженности относят удельную работу буксования при трогании автомобиля с места и повышение температуры при нагреве ведущего диска за одно включение.
На основании отечественного и зарубежного опыта для расчета нагруженности сцеплений по работе буксования можно использовать следующую формулу:
где -момент инерции автомобиля, приведённый к ведущему валу коробки передач;
-угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя;
-максимальный крутящий момент двигателя;
-момент сопротивления движению при трогании, приведённый к ведущему валу коробки передач;
Угловая скорость вращения коленчатого вала двигателя определяется по формуле
где - частота вращения коленчатого вала, соответствующие максимальному моменту двигателя.
Момент инерции автомобиля, приведенный к маховику определяется по формуле
где - полная масса автомобиля;
- передаточное число трансмиссии;
- радиус качения колеса;
(по технической характеристике автомобиля).
=1,05.
Передаточное число трансмиссии определяется по формуле
где - передаточное число карданной передачи;
- передаточное число главной передачи;
- передаточное число коробки передач на первой передаче;
Радиус качения колеса определяется по формуле
где - коэффициент радиальной деформации шины
параметры автомобильного колеса, берутся из обозначения автомобильной шины: 215/60-R15, т.е.:
Тогда момент инерции автомобиля будет равен
Момент сопротивления движению при трогании, приведённый к ведущему валу коробки передач определяется по формуле
где - коэффициент сопротивления дороги;
- передаточное число трансмиссии;
- коэффициент полезного действия трансмиссии;
Коэффициент полезного действия трансмиссии определяется по формуле
где - коэффициент полезного действия карданной передачи;
- коэффициент полезного действия главной передачи;
- коэффициент полезного действия коробки передач на первой передаче;
Тогда момент сопротивления движению при трогании, приведённый к ведущему валу коробки передач будет равен
Подставив все рассчитанные значения в первоначальную формулу определяем работу буксования
Удельная работа буксования равна работе буксования, отнесенной к площади трения ведомых дисков:
где- суммарная площадь накладок сцепления;
где - число поверхностей трения
Тогда удельная работа буксования равна
Расчет на нагрев заключается в определении повышения средней температуры нажимного диска при трогании автомобиля с места. При этом принимают, что теплоотдача в окружающую среду отсутствует, и вся работа буксования преобразуется в теплоту.
где - доля теплоты, воспринимаемой нажимным диском;
масса нажимного диска;
- удельная теплоемкость чугуна;
По показателям нагруженности ( и ) сцепление соответствует требованиям стандартов. Указанные величины не превышают допустимых значений.