logo
Гражданские авиаперевозки

1.2 Состояние и проблемы гражданских авиаперевозок в современной России

Гражданская авиация - сложная, разветвленная система, требующая повышенного уровня регламентирования для обеспечения авиационной безопасности и полетов, предоставления пассажирам услуг высокого качества [3, c.11].

Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 1990-х годов, и начавшиеся реформы в наибольшей мере по сравнению с другими видами транспорта изменили условия работы и характер спроса на транспортные услуги воздушного транспорта.

В течение первого десятилетия реформ на воздушном транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. В основном проведена приватизация авиакомпаний.

. 1 января 1993 г. был осуществлен переход на применение свободных тарифов на авиационные перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги. В то же время, после 1990 г. произошло существенное падение платежеспособности и спроса населения, что стало основной причиной минимизации объемов авиационных пассажирских и грузоперевозок. Если в 1990 г. воздушными судами Аэрофлота было перевезено свыше 94 млн. пассажиров, то к концу 1999 г. - чуть более 21 млн. Уже к 1993 г. пассажиропоток сократился более чем в 2 раза [6, c.18].

В целом, с начала 90-х г.г. до 2000 г. произошло существенное, почти в 3 раза, снижение пассажирооборота и объемов перевозок пассажиров. В 2012 г. услугами только российских авиакомпаний воспользовалось уже более 70 млн. человек. Но если учесть то, что примерно 50 млн. пассажиров через российские аэропорты перевезли иностранные авиакомпании, то можно говорить о восстановившейся активности гражданской авиационной деятельности на магистральных авиалиниях. Региональной и местной авиации до этого показателя еще далеко.

Авиационные предприятия России более 60% перевозок осуществляют на воздушных судах разработки 60 - 70-х годов прошлого века. Около 50% провозной мощности магистрального пассажирского парка воздушного транспорта России обеспечивают воздушные суда, не соответствующие современным международным нормативам по уровню шума на местности, проблема авиационного шума присуща 20 аэропортам и затрагивает интересы около 3 млн. жителей России [5, c.188].

Требует совершенствования система управления развитием и функционированием воздушного транспорта. В связи с отсутствием перспективной технической политики воздушный транспорт каждый раз несет неоправданные потери при решении проблем, обусловленных вступлением в действие ранее принятых и давно ожидавшихся ограничений и условий выполнения международных перевозок.

Невысок уровень оснащенности предприятий гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности, особенно аэропортов аппаратурой обнаружения взрывчатых веществ.

Особую озабоченность вызывает ситуация в сфере региональных перевозок. Уже сегодня в большинстве удаленных регионов многие связи разрушены. Основными причинами, приведшими к разрушению существовавшей в СССР системы региональных рейсов, являются:

- существенное падение в 1991-2000 гг. реальных доходов населения и уровня платежеспособного спроса на перевозки;

- отсутствие в 1991-2000 гг. инвестиций в модернизацию и развитие аэропортовой инфраструктуры;

- дефицит парка современных региональных самолётов и самолётов для местных линий.

Основной объем внутренних авиаперевозок приходится на магистральные авиасвязи, в первую очередь с Москвой.

Таблица 1.1 Структура внутренних пассажирских перевозок в 2013 году

Тип перевозок

Перевезено пассажиров чел.

Количество авиасвязей ед.

Доля перевезённых пассажиров %

Местные

1 479 781

1 097

4,5

Региональные

2 663 764

467

8,1

Магистральные

с Москвой

24 214 809

125

74,0

с Санкт - Петербургом

1 565 975

67

4,8

Прочие магистральные

1 831 155

922

5,6

ВСЕГО

32 744 196

2 866

100%

На долю местных и региональных авиасвязей приходится менее 13% перевезенных пассажиров, но они также играют важную роль в транспортной системе России. Структура внутренних пассажирских перевозок в 2013 году представлена в таблице 1.1

За 2012 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 120 ед представлено на рисунке 1.1. При этом выполнение 60% пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90% пассажирооборота.

Рис.1.1 - Авиакомпании России

Среди региональных и легких многоцелевых самолетов предложение отечественной промышленности ограничено, фактически, самолетами Ан-148 и Ан-140, ситуация с перспективами производства которого не понятна.