1.2 Состояние и проблемы гражданских авиаперевозок в современной России
Гражданская авиация - сложная, разветвленная система, требующая повышенного уровня регламентирования для обеспечения авиационной безопасности и полетов, предоставления пассажирам услуг высокого качества [3, c.11].
Выбор России в пользу рыночной экономики, сделанный в начале 1990-х годов, и начавшиеся реформы в наибольшей мере по сравнению с другими видами транспорта изменили условия работы и характер спроса на транспортные услуги воздушного транспорта.
В течение первого десятилетия реформ на воздушном транспорте были проведены базовые структурные и институциональные преобразования. В основном проведена приватизация авиакомпаний.
. 1 января 1993 г. был осуществлен переход на применение свободных тарифов на авиационные перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги. В то же время, после 1990 г. произошло существенное падение платежеспособности и спроса населения, что стало основной причиной минимизации объемов авиационных пассажирских и грузоперевозок. Если в 1990 г. воздушными судами Аэрофлота было перевезено свыше 94 млн. пассажиров, то к концу 1999 г. - чуть более 21 млн. Уже к 1993 г. пассажиропоток сократился более чем в 2 раза [6, c.18].
В целом, с начала 90-х г.г. до 2000 г. произошло существенное, почти в 3 раза, снижение пассажирооборота и объемов перевозок пассажиров. В 2012 г. услугами только российских авиакомпаний воспользовалось уже более 70 млн. человек. Но если учесть то, что примерно 50 млн. пассажиров через российские аэропорты перевезли иностранные авиакомпании, то можно говорить о восстановившейся активности гражданской авиационной деятельности на магистральных авиалиниях. Региональной и местной авиации до этого показателя еще далеко.
Авиационные предприятия России более 60% перевозок осуществляют на воздушных судах разработки 60 - 70-х годов прошлого века. Около 50% провозной мощности магистрального пассажирского парка воздушного транспорта России обеспечивают воздушные суда, не соответствующие современным международным нормативам по уровню шума на местности, проблема авиационного шума присуща 20 аэропортам и затрагивает интересы около 3 млн. жителей России [5, c.188].
Требует совершенствования система управления развитием и функционированием воздушного транспорта. В связи с отсутствием перспективной технической политики воздушный транспорт каждый раз несет неоправданные потери при решении проблем, обусловленных вступлением в действие ранее принятых и давно ожидавшихся ограничений и условий выполнения международных перевозок.
Невысок уровень оснащенности предприятий гражданской авиации техническими средствами обеспечения авиационной безопасности, особенно аэропортов аппаратурой обнаружения взрывчатых веществ.
Особую озабоченность вызывает ситуация в сфере региональных перевозок. Уже сегодня в большинстве удаленных регионов многие связи разрушены. Основными причинами, приведшими к разрушению существовавшей в СССР системы региональных рейсов, являются:
- существенное падение в 1991-2000 гг. реальных доходов населения и уровня платежеспособного спроса на перевозки;
- отсутствие в 1991-2000 гг. инвестиций в модернизацию и развитие аэропортовой инфраструктуры;
- дефицит парка современных региональных самолётов и самолётов для местных линий.
Основной объем внутренних авиаперевозок приходится на магистральные авиасвязи, в первую очередь с Москвой.
Таблица 1.1 Структура внутренних пассажирских перевозок в 2013 году
Тип перевозок |
Перевезено пассажиров чел. |
Количество авиасвязей ед. |
Доля перевезённых пассажиров % |
|
Местные |
1 479 781 |
1 097 |
4,5 |
|
Региональные |
2 663 764 |
467 |
8,1 |
|
Магистральные |
||||
с Москвой |
24 214 809 |
125 |
74,0 |
|
с Санкт - Петербургом |
1 565 975 |
67 |
4,8 |
|
Прочие магистральные |
1 831 155 |
922 |
5,6 |
|
ВСЕГО |
32 744 196 |
2 866 |
100% |
На долю местных и региональных авиасвязей приходится менее 13% перевезенных пассажиров, но они также играют важную роль в транспортной системе России. Структура внутренних пассажирских перевозок в 2013 году представлена в таблице 1.1
За 2012 год количество коммерческих авиакомпаний сократилось до 120 ед представлено на рисунке 1.1. При этом выполнение 60% пассажирооборота обеспечили 4 лидирующих авиакомпании (Аэрофлот, Трансаэро, ЮТэйр, Сибирь), и всего 14 авиаперевозчиков обеспечивают выполнение 90% пассажирооборота.
Рис.1.1 - Авиакомпании России
Среди региональных и легких многоцелевых самолетов предложение отечественной промышленности ограничено, фактически, самолетами Ан-148 и Ан-140, ситуация с перспективами производства которого не понятна.
- 1). Классификация авиаперевозок
- Глава 1 Авиаперевозки как сфера мировой экономики
- 2.2 Анализ российского рынка авиаперевозок
- Глава 3 Структура и инфраструктура авиаперевозок на примере компании «Аэрофлот»............................................................................................................27
- Авиаперевозки цветов
- Авиаперевозки
- 4.4.1. Материальное и коллизионное регулирование международных авиаперевозок.
- Сертификация эксплуатантов воздушного транспорта (на международных авиаперевозках).