logo
Гражданские авиаперевозки

1.1 История создания гражданской авиации в России и влияние фактора НТП на стратегии форм в отрасли - гражданские авиаперевозки

9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны создает Совет по гражданской авиации, перед которым была поставлена задача: достичь темпов роста и качества самолетостроения, соответствующих передовым промышленным странам, увеличить объем перевозок. Эту дату принято считать Днем рождения воздушного флота России [1, c.21].

В 1923 году главный аэропорт СССР располагался в центре Москвы на Ходынском поле. Отсюда уже совершались регулярные полеты Москва - Смоленск - Ковно (Каунас) - Кенигсберг - Берлин. К 1922 году на этой линии выполнено 100 рейсов и перевезено 338 пассажиров. Самолеты перевозили почту, госслужащих и частных лиц.

15 июня 1923 года открылась первая внутренняя регулярная воздушная линия Москва - Нижний Новгород. Один за другим открываются новые воздушные трассы, связывающие города Советского Союза между собой и с городами мира. Советский Союз оказывал помощь Афганистану в создании национальной авиации. Уже в 1933 году 87,5% воздушного флота страны составляли отечественные самолеты [2, c.56].

В 30-е годы Совнарком принял специальное постановление по гражданской авиации. Была поставлена задача: приступить к освоению широкой программы аэрофикации страны. Важную роль в ее решении сыграло патриотическое движение "Трудовой народ, строй свой воздушный флот". На собранные трудящимися средства с 1923 по 1928 год было построено около 400 воздушных судов. Уже к середине 30-х годов авиастроение представляло собой сложный комплекс КБ, НИИ, заводов, учебных заведений. Количество авиационных специалистов с 1930 по 1939 год возросло с 173 до 3488 человек. С 1935 года страна эксплуатировала самолеты только отечественного производства.

25 февраля 1932 года образовано Главное управление Гражданского воздушного флота. Было официально учреждено сокращенное наименование гражданской авиации страны - "Аэрофлот". В 1937 году в составе "Аэрофлота" создается "Управление международных воздушных линий".

В 20-х -30-х годах, советские пилоты на отечественных воздушных судах выполнили исключительные по дальности и сложности полеты.

23 июня 1941 года, второй день войны. СНК СССР утверждает положение о Главном управлении Гражданского флота на военное время. Большую часть пилотов мобилизуют на фронт. Основное количество самолетов передано в действующие воинские части [11, c.156].

В этом же 1941 году при Генштабе Красной Армии создается Московская авиационная группа особого назначения (МАГОН), в 1942 году ее переименовывают в 1 авиатранспортную дивизию Гражданского воздушного флота. В битве под Москвой пилоты МАГОНа доставляли в тыл врага десантные подразделения. Каждый экипаж делал по четыре вылета в сутки, находясь в воздухе в общей сложности более шести - семи часов. С октября по декабрь 1941 года они выполнили более трех тысяч вылетов, из них более 500 в тыл врага. Они сбрасывали в тылу диверсионные группы, доставляли партизанам оружие, медикаменты, продовольствие. Они перевезли к линии фронта 12 тысяч бойцов и офицеров, 935 тонн боеприпасов. Уничтожение советской транспортной авиации было одной из важнейших задач противника. За каждый сбитый советский транспортный самолет гитлеровцы получали крупное денежное вознаграждение.

Осенью 1941 года пилоты МАГОНА участвовали в спасении жителей Ленинграда. 1942 год, Сталинград. Транспортная авиация совершила 46 041 боевой вылет. Доставлено более 2500 тонн военных грузов. Гражданская авиация участвует в боях за Киев, за освобождение Вильнюса, экипажи транспортной авиации участвуют в борьбе с фашизмом на территории Италии. Чрезвычайно сложны и опасны были полеты: в Лондон, Стокгольм, Париж, Рим, Каир, Нью-Йорк, Касабланку, Алжир. Эти полеты были необходимы для связи со странами антигитлеровской коалиции.

После войны стало активно возобновляться международное воздушное сообщение. Была поставлена задача в кратчайшие сроки установить регулярное воздушное сообщение: с Берлином, Белградом, Будапештом, Бухарестом, Варшавой, Веной, Кабулом, Прагой, Софией, Тегераном, Стокгольмом, Хельсинки, Улан-Батором, Хами (Западный Китай) [13, c.83].

На смену устаревшим самолетам Ли-2 в гражданскую авиацию поступили новые, более совершенные самолеты Ил-12, и Ил-14. Идет переоснащение аэропортов страны. Уже в 1948 году, всего через три года после окончания войны, на международных линиях перевезено 5440 пассажиров, 403 тонны почты, 1398 тонн грузов и багажа. Растёт коммерческое использование международных авиалиний. Заключаются межправительственные соглашения о взаимном предоставлении услуг и коммерческом сотрудничестве с ведущими авиакомпаниями мира. Открывается первый в Советском Союзе международный аэровокзал Шереметьево. Международные связи нашей страны за первое послевоенное десятилетие увеличились в три раза.

В 1955 году на международных линиях перевезено более 70 тысяч пассажиров, до трех тысяч тонн грузов и до 2,7 тысяч тонн почты. В 50-е годы началось переоснащение воздушного флота - началась эра реактивной техники. 22 марта 1956 года на летном поле Лондонского аэропорта приземлился пассажирский ТУ-104. Это было событие мирового класса. По мнению американской газеты "Дейли Ньюс", Ту-104 пробил брешь в воздушной мощи запада. "Россия удивила мир, показав пассажирский лайнер на 70 мест," - говорил известный американский авиаконструктор Наряду с первыми успехами реактивных самолетов Россия, как и все мировое сообщество, столкнулась с проблемой - большим расходом топлива реактивными двигателями.

Решением проблемы стала разработка турбореактивных двигателей и создание на их основе экономичных самолетов. И снова Россия оказалась впереди. 4 июля 1957 года свой первый полет совершил турбовинтовой лайнер Ил-18, созданный в ОКБ С.В. Ильюшина. На нем сразу было установлено несколько мировых рекордов. 1 июня 1960 года на самолете Ил-18 совершен перелет с промежуточными посадкам из Москвы в Буэнос-Айрес протяженностью в 31 тысячу километров [14, c.111].

Первая половина 60-х годов ознаменовалась открытием новых линий в Азию, Африку, на Кубу. Одно за другим открывались представительства Аэрофлота за рубежом. Установлен воздушный мост из Токио через Сибирь в Париж, Лондон, Копенгаген и столицы других европейских государств. Ведущие авиаперевозчики мира считают полеты по транссибирской магистрали самыми экономными и стремятся к сотрудничеству с Россией.

1965 год - гражданская авиация СССР сотрудничает с большинством государств и в 1970 году вступает в ИКАО - Международную организацию гражданской авиации (International Civil Aviation Organization) на правах полноправного члена этой авторитетной международной организации.

С 1979 по 1985 годы объемы авиаперевозок возросли в 4,7 раза, доходы и прибыль соответственно в 6,2 и в 6,9 раза.

За период 1991-2012 гг. доля региональных авиалиний в структуре внутрироссийских перевозок уменьшилась с 75 до 25 %, местных - с 27 до 3 % [4, c.9].

Следует отметить, что сокращение региональных и местных перевозок оказывает негативное воздействие на функционирование с аэропортов в субъектах Российской Федерации. Многие из них находятся в критическом состоянии. Дезорганизация авиатранспортной структуры и другие отрицательные тенденции в сфере перевозок регионального и местного значения привели к нарушению авиатранспортного сообщения между административными центрами субъектов Российской Федерации.