logo
Совершенствование сортировочной работы станции Караганда-Сортировочная путем внедрения новой горочной автоматизированной централизации

1. Теоретическая часть

Для централизованного управления стрелками распределительной зоны подгорочного парка при роспуске составов с горки пользуются горочной электрической централизацией (ГАЦ). Распределение вагонов по путям подгорочного парка, сопровождаемое переводом стрелок, происходит во время движения отцепов по спускной части горки.

В горочной централизации стрелки в маршрутах не запираются, чем обеспечивается быстрое управление стрелками, необходимое при сортировке вагонов. Автоматическая горочная централизация позволяет переводить стрелки самими устройствами в соответствии с заранее заданным маршрутом следования отцепа. Маршруты задаются оператором поочередным в порядке следования отцепов нажатием соответствующих маршрутных кнопок или считыванием с перфоленты или карты и фиксируются устройствами, которые могут работать при автоматическом переводе стрелок в маршрутном или программном режиме. При работе в маршрутном режиме оператор задает маршрут каждому отцепу нажатием соответствующей его маршруту кнопки в момент прохода им головы горки. При программном режиме оператор нажатием маршрутных кнопок предварительно набирает определенное число маршрутов, которые затем автоматически исполняются переводом стрелок впереди каждого отцепа по мере его движения при скатывании. На крупных станциях поезда расформировывают и формируют на сортировочных горках. Состав надвигают на горку, откуда отдельные вагоны или группы вагонов (отцепы) скатываются на подгорочные пути, специализированные по назначениям вагонов. Управление централизованными стрелками, сигналами и замедлителями для торможения вагонов ведуг с одного горочного поста

Для расформирования составов и повышения перерабатывающей способности сортировочные горки оснащены комплексом автоматически устройств, в состав которых входит горочная автоматическая централизация (ГАЦ), обеспечивающая автоматический перевод стрелок для каждого отцепа, скатывающегося с горки по заданному маршруту на подгорочный путь. Устройства ГАЦ состоят из стрелочных электроприводов, электрических рельсовых цепей и другого оборудования.

Система ГАЦ может работать в двух режимах:

программном автоматическом, при котором до роспуска состава с горки с помощью накопителя производится предварительный набор маршрутов на все отцепы состава поезда. Корректировка или добор маршрутов возможны в процессе роспуска состава. Маршруты набирает оператор нажатием соответствующих кнопок на горочном пульте или они передаются из вычислительного центра. Эти приказы воспринимает наборная группа блоков и накопитель, откуда передаются в стрелочные блоки для исполнения. Стрелки, входящие в данный маршрут, переводятся последовательно по мере воздействия скатывающихся отцепов на рельсовые цепи, педали и другую аппаратуру На ряде сортировочных горок набор программы роспуска составов, в которой устанавливается на какой подгорочный путь должен следовать каждый очередной отцеп, производится по натурному листу поезда с помощью дисплея. Набранная программа высвечивается на экране, что лозволя-ет оператору контролировать правильность набора и при необходимости корректировать программу. В процессе роспуска команды на установку стрелочного маршрута для каждого отцепа с дисплея вводятся в ГДЦ для исполнения,

маршрутном, при котором маршруты задают для каждого очередного отцепа непосредственно перед его скатыванием с горки нажатием кнопки, соответствующей номеру подгорочного пути. Выполняется маршрут автоматически от воздействия вагона. В случае неисправности ГАЦ каждую стрелку по пути следования отцепа оператор горки устанавливает в нужное положение индивидуально путем поворота рукоятки стрелочного коммутатора.

Следует отметить, что комплексная система автоматизации процесса расформирования составов на сортировочных горках включает в себя, кроме ГАЦ, также устройства автоматического регулирования скорости скатывания отцепов (АРС), горочных программно-задающих устройств (ГПЗУ), оперативно-запоминающих устройств (ГОЗУ) для ввода информации в ГАЦ, телеуправления горочным локомотивом (ТТЛ), автоматического задания скорости роспуска составов (АЗСР), автоматического контроля заполнения путей подгорочного парка (КЗП) Ведутся разработки по совершенствованию

систем автоматизации сортировочных процессов с использованием ЭВМ, микропроцессоров и других новейших средств.

Устройства горочной автоматической централизации ГАЦ предназначены для автоматического перевода стрелок по маршрутам скатывания отцепов на сортировочных горках. Особенностью устройств ГАЦ является то, что в них при открытии горочных светофоров не проверяются положение и свободность стрелок, а показания сигналов несут информацию о скорости роспуска состава. Показание горочного светофора выбирает дежурный по горке, а при системе АЗСР - автоматически.

Нормально разомкнутые рельсовые цепи исключают перевод стрелок под отцепом в устройствах ГАЦ. Основным требованием, которому отвечают рельсовые цепи этого типа, является надежная и быстрая фиксация их занятости, так как время свободного состояния стрелки при роспуске состава ограничено. Небольшая длина и питание горочных рельсовых цепей переменным током частотой 250 Гц гарантируют их устойчивую работу при сопротивлении изоляции рельсов не менее Ом и нормативном сопротивлении поездного шунта, Ом. При импульсном путевом реле время фиксации занятости стрелки не более, с, а время фиксации ее свободности не более, с. Для контроля питающего напряжения в аппаратуре рельсовых цепей предусматривают реле контроля напряжения для каждой группы из - стрелок.

Стрелочные рельсовые цепи сортировочных горок дополнительно оборудуют путевыми педалями типа ПБМ - или фотоэлектронными датчиками свободности стрелки. которые исключают последствия потери поездного шунта. Датчики содержат осветитель и фотоприемник, расположенные таким образом, чтобы луч осветителя по пути к фотоприемнику пересекал всю зону стрелочного перевода. Выход фотоприемника подключают к фотоконтрольному реле.