logo
Совершенствование организации дорожного движения на улице Гоголя

1.2 Исследование интенсивности движения

Регулирование дорожного движения можно представить как один из частных случаев управления определенным техническим процессом. Поэтому возможен и обычно используется традиционный подход, предполагающий знание характеристик объекта управления.

Характеристики улично-дорожной сети и параметры транспортного потока изменяются случайно как в пространстве, так и во времени. Это вызвано сочетанием множества факторов, таких как: особенности рельефа дороги, изменение климатических условий, участие человека в транспортном процессе, конструктивные особенности и эксплуатационное состояние транспортных средств. Поэтому разработка мероприятий по организации безопасного дорожного движения возможна лишь при тщательном исследовании указанных характеристик объекта регулирования.

Натурные исследования заключаются в. фиксации конкретных условий и показателей дорожного движения, фактически происходящего в течение заданного периода времени. Эта группа методов в настоящее, время наиболее распространена и отличается большим многообразием. Натурные исследования являются единственным способом получения достоверной информации о состоянии дорог и позволяют дать точную характеристику существующих транспортных и пешеходных потоков.

Натурные исследования характеристик дорожного движения могут быть с точки зрения метода получения и характера получаемой информации подразделены на две подгруппы: 1) изучение на стационарных постах, позволяющие получить многие характеристики и их изменение во времени, однако только в тех сечениях улично-дорожной сети, где они расположены; 2) изучение с помощью подвижных средств, позволяющее получить пространственную и пространственно-временную характеристику различных факторов дорожного движения.

Исследования, относящиеся ко 2-й группе, чаще всего осуществляют при помощи автомобиля-лаборатории или так называемого автомобиля, «плавающего» в потоке. Общим условием для всех натурных исследований является необходимость присутствия наблюдателя (или автоматического датчика) в обследуемой точке улично-дорожной сети. Натурные исследования дорожного движения могут осуществляться пассивными или активными методами.

При пассивном методе (простом наблюдении) фиксируются лишь фактически сложившиеся режимы движения, и экспериментатор не вмешивается и не изменяет их, т.е. получает «фотографию» существующего положения. Вместе с тем во многих случаях определенные показатели транспортного и пешеходного потока могут существенно изменяться даже при относительно небольшом улучшении организации движения, например, при введении необходимой информации для участников движения. Поэтому во многих случаях необходимо проведение активного эксперимента, т.е. не только ограничивающегося фиксацией существующего положения, но и обеспечивающего проверку вариантов при частичном изменении условий движения.

Результаты натурных обследований транспортных и пешеходных потоков сведены в таблицы 1.4 - 1.9.

Ул. Гоголя

N31 N32

N3

N22 N41

N4 N2

N21 N42

N1

N11

N12

Рисунок 1.8 - Направления транспортных потоков на пересечении с улицей Гоголя

Таблица 1.4 - Интенсивность движения автомобилей в утренние часы (с 800 до 900) (приведенных ед/час)

№ напра-вления

пересечение с улицей

Красина

Кирова

Томина

Володарского

Ленина

Пролетарская

Савельева

Бурова-Петрова

N1

521

558

295

375

359

481

305

405

N11

40

108

-

53

38

45

84

-

N12

300

54

54

-

83

95

208

176

N2

480

228

-

-

181

1206

260

-

N21

95

42

140

-

48

205

190

305

N22

52

60

41

-

95

420

53

360

N3

480

624

280

405

440

218

160

320

N31

-

24

40

-

51

315

30

310

N32

490

36

-

32

170

240

52

-

N4

630

162

160

-

301

560

405

-

N41

378

72

75

-

117

136

13

-

N42

48

56

170

-

85

95

205

-

Таблица 1.5 - Интенсивность движения автомобилей в дневные часы (с 1200 до 1300) (приведенных ед/час)

№ напра-вления

пересечение с улицей

Красина

Кирова

Томина

Володарского

Ленина

Пролетарская

Савельева

Бурова-Петрова

N1

492

440

336

343

403

444

204

340

N11

35

65

-

48

40

36

20

-

N12

280

34

72

-

92

83

190

180

N2

494

216

-

-

180

900

180

-

N21

108

50

138

-

53

192

170

264

N22

48

51

62

-

84

336

69

280

N3

460

573

324

378

389

300

120

314

N31

-

13

36

-

42

276

45

195

N32

480

17

-

28

94

216

30

-

N4

578

96

162

-

291

480

324

-

N41

420

58

90

-

85

120

15

-

N42

32

95

186

-

103

72

192

-

Таблица 1.6 - Интенсивность движения автомобилей в вечерние часы (с 1800 до 1900) (приведенных ед/час)

№ направления

пересечение с улицей

Красина

Кирова

Томина

Володарского

Ленина

Пролетарская

Савельева

Бурова-Петрова

N1

480

348

340

408

478

500

280

383

N11

41

30

-

60

66

51

75

-

N12

305

51

81

-

106

103

230

289

N2

520

156

-

-

193

1343

205

-

N21

115

60

156

-

56

198

204

303

N22

45

78

83

-

96

417

72

310

N3

500

402

324

330

426

315

144

305

N31

-

24

28

-

48

331

52

280

N32

470

24

-

39

158

258

48

-

N4

595

102

140

-

306

673

340

-

N41

432

66

104

-

146

200

23

-

N42

35

66

103

-

120

114

238

-

Таблица 1.7 - Интенсивность движения пешеходов в утренние часы (с 800 до 900) (чел/час)

№ напра-вления

пересечение с улицей

Красина

Кирова

Томина

Володарского

Ленина

Пролетарская

Савельева

Бурова-Петрова

N1

281

19

315

-

256

285

320

-

N2

315

39

258

-

305

365

200

-

N3

348

22

267

360

369

417

165

96

N4

476

58

169

212

412

251

320

-

Таблица 1.8 - Интенсивность движения пешеходов в дневные часы (с 1200 до 1300) (чел/час)

№ напра-вления

пересечение с улицей

Красина

Кирова

Томина

Володарского

Ленина

Пролетарская

Савельева

Бурова-Петрова

N1

245

16

345

-

356

300

206

-

N2

286

48

256

-

387

403

315

-

N3

351

35

197

269

326

432

69

105

N4

359

35

200

102

405

200

215

-

Таблица 1.9 - Интенсивность движения пешеходов в вечерние часы (с 1800 до 1900) (чел/час)

№ напра-вления

пересечение с улицей

Красина

Кирова

Томина

Володарского

Ленина

Пролетарская

Савельева

Бурова-Петрова

N1

320

34

230

-

384

365

456

-

N2

480

12

345

-

415

420

253

-

N3

456

68

238

323

563

516

105

140

N4

552

40

140

140

534

380

288

-

Несмотря на многообразие факторов, определяющих характер транспортного потока, ему присущи вполне определенные свойства, которые должны учитываться при выборе средств и методов организации дорожного движения. Натурные исследования движения автомобильного транспорта показали, что к числу таких факторов можно отнести следующие:

Вероятностный характер транспортного потока, обусловленный большим количеством воздействующих на него случайных факторов. При этом главной является относительная свобода водителя в выборе скорости и маршрута движения.

Динамический характер поведения объекта управления, выражающийся в сильных колебаниях характеристик потока в течение суток из-за неравномерности поступления автомобилей в транспортную сеть.

Устойчивый характер закономерностей в движении отдельных транспортных средств, образующих поток. Например, часто встречающиеся: периодичность поездок, постоянство маршрутов и т.д.

Интенсивность потока заключается в том, что параметры движения транспортных средств, измеренные в некоторый момент, существенно не меняются за малый промежуток времени.

Взаимозависимость движения транспортных средств, выражающихся не только в их локальном взаимодействии, но и в передаче возмущений, выражаемых этим взаимодействием, на другие сравнительно отдаленные участки улично-дорожной сети.