7. Требования, предъявляемые к грузовому плану
Размещение груза на судне должно обеспечивать выполнение следующих основных условий:
1. Исключение возможности порчи грузов от их взаимного вредного влияния (действие влаги, пыли, запахов, возникновение химических процессов и пр.), а также повреждение нижних слоев груза от давления верхних;
2. Создание возможности беспрепятственной выгрузки и погрузки в промежуточных портах захода;
3. Обеспечение максимальной производительности труда при грузовых операциях;
4. Исключение смешивания грузов из разных коносаментных партий;
5. Обеспечение приема на борт целого числа коносаментных партий;
6. Сохранение общей и местной прочности судна;
7. Обеспечение во время переходов оптимального (или хотя бы близкого к нему) дифферента;
8. Гарантия, что на всех этапах рейса остойчивость судна не станет ниже пределов, предусмотренных нормами Регистра; одновременно должно быть исключено и возникновение чрезмерной остойчивости;
9. Максимальное использование грузоподъемности и грузовместимости судна (в зависимости от того, какая из указанных величин будет лимитирующей);
10. Обеспечение загрузки получения максимально возможного в данных условиях перевозки фрахта.
Такие многочисленные, иногда противоречивые требования, делают составление грузового плана трудоемким. Обычная последовательность операций при расчете загрузки судна следующая:
1. Определение общего количества груза, которое может быть принято к перевозке в данном рейсе;
2. Подбор грузов, исходя из условий полного использования грузоподъемности судна или его грузовместимости или получение максимального фрахта;
3. Распределение нагрузки по грузовым отсекам с учетом необходимости обеспечения прочности корпуса (под грузовым отсеком понимается трюм плюс твиндеки над ним);
4. Размещение по грузовым помещениям грузов в зависимости от возможности совместной перевозки и обеспечения сохранности, а также последовательности выгрузки в промежуточных портах;
5. Определение, исправление и проверка дифферента;
6. Определение, исправление и проверка остойчивости.
Если судно совершает рейс с промежуточными портами захода, то расчеты начинают с последнего промежуточного порта, в обратной последовательности: сначала размещают запасы на последний переход и груз на последний порт, затем на предпоследний переход и груз и т.д.
Грузовой план составляется еще до начала погрузки - так называемый предварительный план. В ходе погрузки иногда от него делают отступления из-за неподачи запланированного груза, обнаруженных неточностей в расчете, переадресовки партий груза и т.п. поэтому после окончания грузовых операций составляют исполнительный грузовой план, соответствующий фактической загрузке судна. По нему окончательно уточняют характеристики прочности, остойчивости и дифферента. Именно этот план высылают в порт назначения.
Грузовой план чаще всего выполняют в виде схематического вертикального разреза по диаметральной плоскости - для сухогрузного судна и по горизонтальной - для танкера.
При особо сложных композициях грузов на судоходных судах иногда показывают расположение грузов и на горизонтальных разрезах. Такие грузовые планы могут иметь две схемы и более и называются многоплоскостными.
- 1. Задание
- 2. Аннотация
- 3. Summary
- 4. Описание судна
- Description of the ship
- 5. Описание грузов
- 6. Description of the cargo
- 7. Требования, предъявляемые к грузовому плану
- 8. Расчет загрузки судна
- 8.1 Определение расчётного водоизмещения, дедвейта
- 8.2 Определение времени рейса
- 8.2.1 Определение ходового времени и необходимых запасов на переход
- 8.2.2 Определение чистой грузоподъёмности
- 8.2.3. Определение стояночного времени и запасов на стоянке
- 8.2.4 Определение суммы запасов
- 8.3 Определение момента оптимального дифферента
- 8.4 Распределение запасов и грузов по грузовым помещениям
- 8.5 Проверка общей продольной прочности
- 8.5.1 Определение изгибающего момента от сил тяжести на миделе порожнего судна
- 8.5.2 Определение изгибающего момента от принятых грузов и запасов (сил дедвейта)
- 8.5.3 Определение изгибающего момента на миделе от сил поддержания
- 8.5.4 Определение изгибающего момента
- 8.5.5 Определение допустимого момента
- 8.6 Проверка местной прочности
- 8.7 Расчёт остойчивости
- 8.8 Требования Регистра России к остойчивости
- 8.9 Определение критерия погоды
- Список использованной литературы