logo
Расчет процесса разгона автомобиля на компьютере

5.9 Вывод результатов расчета в файл

При нажатии клавиши F9 (группа Д команд) результаты расчета выводятся в файл структуры DOS. Имя файла задается пользователем. Для образца на экран дисплея печатается имя rac1.dat, но можно использовать любое, допустимое имя. В начале файла содержатся цифровые данные, а в конце приведены символьные их обозначения.

Первая и вторая строки содержит заданные параметры, вводимые по команде F1, третья - F2, четвертая - F3, пятая - F4, шестая - F5, седьмая - F5, восьмая - режим разгона. Затем располагаются расчетные точки, которые заканчиваются минус 1. В конце файла приведены символьные обозначения всех параметров.

5.10 Ввод результатов расчета из файла

При нажатии клавиши F10 (группа Д команд) из файла вводятся в память компьютера результаты расчета. Имя файла задается пользователем. Для образца на экран дисплея печатается имя rac1.dat.

Из файла считываются расчетные данные и параметры автомобиля, введенные ранее по командам F1 … F6.

5.11 Печать результатов расчета на экран дисплея

При нажатии клавиши F11 (группа Д команд) результаты расчета выводятся на экран дисплея. В первой строке указываются символьные обозначения параметров автомобиля, затем печатается 16 строк расчета. После нажатия любой клавиши - следующие 16 строк, и т. д.

6. Обработка результатов расчета

Процесс разгона автомобиля состоит из следующих участков: 1 - разгон с места, 2 - разгон до максимальной скорости на первой передаче, 3 - переключение с первой передачи на вторую, 4 - разгон на второй передаче, 5 переключение со второй передачи на третью, 6 - разгон на третьей передаче, и так далее. На высшей передаче разгон рассчитывается до скорости на 5 … 10% меньшей максимальной. Число участков определяется числом передач.

Результаты расчетов следует отразить в пояснительной записке в виде таблиц. Затем отобразить разгон автомобиля следующими графиками:

- зависимостью скорости автомобиля от времени разгона;

- зависимостью ускорения автомобиля от времени;

- зависимостью пути автомобиля от времени.

В таблице 3 представлены, в качестве примера, результаты расчета процесса разгона автомобиля - автобуса. При расчете использованы следующие значения параметров, соответствующие командам:

F1 - Nmax = 50 кВт; wN = 400 р/с; A = B = C = 1; Kв = 0,9; KN = 1; wmin = 80 р/с; wmax = 480 р/с; Nтр = 25 кВт; wтр = 300 р/с; F2 - f0 = 0,015; k = 0,000144; i = 0,01; M = = 2500 кг; от = 1,03; = 0,8; Mв = 1400 кг; F3 - k = 0,4; F = 3,7 м2; F4 - iкп = 4,12, 2,64, 1,56 и 1; iо = 5,1; iрк = 1; iкр = 1; rкo = 0,28; тр = 0,9.

На рис. 1…2 результаты расчета отражены графиками. При оформлении дипломного проекта графики следует построить в программе Excel. Для сокращения числа страниц записки можно совместить графики V (t) и j (t), или V (t) и S (t), или j (t) и S (t).

Таблица 3 Пример оформления таблиц при расчете разгона автомобиля

Трогание с места Разгон на передаче I

t, c

j, м/с2

V, м/с

S, м

t, c

j, м/с2

V, м/с

S, м

0

1,948

0

0

2,06

1,765

4,00

4,12

0,5

1,947

0,97

0,24

2,56

1,596

4,84

6,33

1,0

1,946

1,95

0,97

3,06

1,380

5,59

8,95

1,5

1,943

2,92

2,19

3,56

1,147

6,22

11,90

2,0

1,939

3,89

3,89

3,72

1,073

6,40

12,91

2,06

1,938

4,0

4,12

Переключение с I на II передачу и со II на III передачу

t, c

j, м/с2

V, м/с

S, м

t, c

j, м/с2

V, м/с

S, м

3,72

-0,262

6,40

12,91

7,95

-0,297

9,98

45,77

4,22

-0,261

6,27

16,08

8,45

-0,295

9,83

50,72

4,72

-0,260

6,14

19,18

8,95

-0,294

9,69

55,51

Разгон на передаче II Разгон на передаче III

t, c

j, м/с2

V, м/с

S, м

t, c

j, м/с2

V, м/с

S, м

4,72

1,490

6,14

19,18

8,95

0,976

9,69

55,51

5,72

1,327

7,55

26,04

11,45

0,858

11,99

82,67

6,72

1,118

8,78

34,22

13,95

0,710

13,96

115,18

7,72

0,899

9,78

43,52

16,45

0,558

15,54

152,13

7,95

0,851

9,98

45,77

18,95

0,421

16,76

192,57

19,28

0,405

16,89

198,09

Переключение с III на IV Разгон на передаче IV

t, c

j, м/с2

V, м/с

S, м

t, c

j, м/с2

V, м/с

S, м

19,28

-0,408

16,89

198,09

20,28

0,430

16,49

214,78

19,78

-0,404

16,69

206,48

25,28

0,355

18,45

302,29

20,28

-0,400

16,49

214,78

30,28

0,283

20,04

398,67

35,28

0,219

21,29

502,13

38,84

0,180

22,00

579,21

Рис. 1. Изменение скорости автомобиля при разгоне

Рис. 2. Изменение ускорения j и пути S автомобиля при разгоне

Библиографический список

1. Краткий автомобильный справочник. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1984. - 220 с., НИИАТ.

2. Проектирование автомобилей: Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплинам «Техника транспорта» и автомобили для студентов специальностей 240400 и 150200/ Сост. В.Д. Балакин. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. - 32 с.

3. Андреев Б.В. Теория автомобиля: Уч. пособие. - Красноярск: изд-во Красноярск, 1984. - 48 с.

4. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: Учеб. для вузов. - М.: Машиностроение, 1988, - 240 с.

5. Лабораторный практикум по дисциплине «теория автомобиля»/ Сост. К.В. Зайцев, Л.Г. Ягодкин. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. - 49 с.