5.9 Вывод результатов расчета в файл
При нажатии клавиши F9 (группа Д команд) результаты расчета выводятся в файл структуры DOS. Имя файла задается пользователем. Для образца на экран дисплея печатается имя rac1.dat, но можно использовать любое, допустимое имя. В начале файла содержатся цифровые данные, а в конце приведены символьные их обозначения.
Первая и вторая строки содержит заданные параметры, вводимые по команде F1, третья - F2, четвертая - F3, пятая - F4, шестая - F5, седьмая - F5, восьмая - режим разгона. Затем располагаются расчетные точки, которые заканчиваются минус 1. В конце файла приведены символьные обозначения всех параметров.
5.10 Ввод результатов расчета из файла
При нажатии клавиши F10 (группа Д команд) из файла вводятся в память компьютера результаты расчета. Имя файла задается пользователем. Для образца на экран дисплея печатается имя rac1.dat.
Из файла считываются расчетные данные и параметры автомобиля, введенные ранее по командам F1 … F6.
5.11 Печать результатов расчета на экран дисплея
При нажатии клавиши F11 (группа Д команд) результаты расчета выводятся на экран дисплея. В первой строке указываются символьные обозначения параметров автомобиля, затем печатается 16 строк расчета. После нажатия любой клавиши - следующие 16 строк, и т. д.
6. Обработка результатов расчета
Процесс разгона автомобиля состоит из следующих участков: 1 - разгон с места, 2 - разгон до максимальной скорости на первой передаче, 3 - переключение с первой передачи на вторую, 4 - разгон на второй передаче, 5 переключение со второй передачи на третью, 6 - разгон на третьей передаче, и так далее. На высшей передаче разгон рассчитывается до скорости на 5 … 10% меньшей максимальной. Число участков определяется числом передач.
Результаты расчетов следует отразить в пояснительной записке в виде таблиц. Затем отобразить разгон автомобиля следующими графиками:
- зависимостью скорости автомобиля от времени разгона;
- зависимостью ускорения автомобиля от времени;
- зависимостью пути автомобиля от времени.
В таблице 3 представлены, в качестве примера, результаты расчета процесса разгона автомобиля - автобуса. При расчете использованы следующие значения параметров, соответствующие командам:
F1 - Nmax = 50 кВт; wN = 400 р/с; A = B = C = 1; Kв = 0,9; KN = 1; wmin = 80 р/с; wmax = 480 р/с; Nтр = 25 кВт; wтр = 300 р/с; F2 - f0 = 0,015; k = 0,000144; i = 0,01; M = = 2500 кг; от = 1,03; = 0,8; Mв = 1400 кг; F3 - k = 0,4; F = 3,7 м2; F4 - iкп = 4,12, 2,64, 1,56 и 1; iо = 5,1; iрк = 1; iкр = 1; rкo = 0,28; тр = 0,9.
На рис. 1…2 результаты расчета отражены графиками. При оформлении дипломного проекта графики следует построить в программе Excel. Для сокращения числа страниц записки можно совместить графики V (t) и j (t), или V (t) и S (t), или j (t) и S (t).
Таблица 3 Пример оформления таблиц при расчете разгона автомобиля
Трогание с места Разгон на передаче I
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
||
0 |
1,948 |
0 |
0 |
2,06 |
1,765 |
4,00 |
4,12 |
||
0,5 |
1,947 |
0,97 |
0,24 |
2,56 |
1,596 |
4,84 |
6,33 |
||
1,0 |
1,946 |
1,95 |
0,97 |
3,06 |
1,380 |
5,59 |
8,95 |
||
1,5 |
1,943 |
2,92 |
2,19 |
3,56 |
1,147 |
6,22 |
11,90 |
||
2,0 |
1,939 |
3,89 |
3,89 |
3,72 |
1,073 |
6,40 |
12,91 |
||
2,06 |
1,938 |
4,0 |
4,12 |
Переключение с I на II передачу и со II на III передачу
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
||
3,72 |
-0,262 |
6,40 |
12,91 |
7,95 |
-0,297 |
9,98 |
45,77 |
||
4,22 |
-0,261 |
6,27 |
16,08 |
8,45 |
-0,295 |
9,83 |
50,72 |
||
4,72 |
-0,260 |
6,14 |
19,18 |
8,95 |
-0,294 |
9,69 |
55,51 |
Разгон на передаче II Разгон на передаче III
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
||
4,72 |
1,490 |
6,14 |
19,18 |
8,95 |
0,976 |
9,69 |
55,51 |
||
5,72 |
1,327 |
7,55 |
26,04 |
11,45 |
0,858 |
11,99 |
82,67 |
||
6,72 |
1,118 |
8,78 |
34,22 |
13,95 |
0,710 |
13,96 |
115,18 |
||
7,72 |
0,899 |
9,78 |
43,52 |
16,45 |
0,558 |
15,54 |
152,13 |
||
7,95 |
0,851 |
9,98 |
45,77 |
18,95 |
0,421 |
16,76 |
192,57 |
||
19,28 |
0,405 |
16,89 |
198,09 |
Переключение с III на IV Разгон на передаче IV
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
t, c |
j, м/с2 |
V, м/с |
S, м |
||
19,28 |
-0,408 |
16,89 |
198,09 |
20,28 |
0,430 |
16,49 |
214,78 |
||
19,78 |
-0,404 |
16,69 |
206,48 |
25,28 |
0,355 |
18,45 |
302,29 |
||
20,28 |
-0,400 |
16,49 |
214,78 |
30,28 |
0,283 |
20,04 |
398,67 |
||
35,28 |
0,219 |
21,29 |
502,13 |
||||||
38,84 |
0,180 |
22,00 |
579,21 |
Рис. 1. Изменение скорости автомобиля при разгоне
Рис. 2. Изменение ускорения j и пути S автомобиля при разгоне
Библиографический список
1. Краткий автомобильный справочник. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1984. - 220 с., НИИАТ.
2. Проектирование автомобилей: Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплинам «Техника транспорта» и автомобили для студентов специальностей 240400 и 150200/ Сост. В.Д. Балакин. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. - 32 с.
3. Андреев Б.В. Теория автомобиля: Уч. пособие. - Красноярск: изд-во Красноярск, 1984. - 48 с.
4. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств: Учеб. для вузов. - М.: Машиностроение, 1988, - 240 с.
5. Лабораторный практикум по дисциплине «теория автомобиля»/ Сост. К.В. Зайцев, Л.Г. Ягодкин. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2005. - 49 с.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Силы сопротивления движению
- 1.1 Сила сопротивления качению
- 1.2 Сила сопротивления подъему
- 1.3 Сила сопротивления воздуха
- 2. Расчет тяговой силы
- 2.1 Расчет мощности и крутящего момента двигателя
- 2.2 Расчет тяговой силы и ускорения автомобиля
- 2.3 Ограничение тяговой силы сцеплением колес с дорогой
- 3. Интегрирование дифференциальных уравнений
- 4. Структура программы
- 5. Ввод параметров для расчета
- 5.1 Ввод параметров двигателя
- 5.2 Ввод параметров сопротивления качению, инерции и сцепления шин с дорогой
- 5.3 Ввод параметров сопротивления воздуха
- 5.4 Ввод параметров трансмиссии
- 5.5 Ввод начальных условий
- 5.6 Ввод условий конца участка
- 5.7 Расчет процесса разгона автомобиля на участке
- 5.8 Контроль параметров автомобиля
- 5.9 Вывод результатов расчета в файл