Расчет параметров и проверка жесткости упругих элементов рессорного подвешивания
Методика расчета однорядной пружины
Для рессорного подвешивания локомотивов в качестве упругих элементов широко применяются цилиндрические пружины. По сравнению с листовыми рессорами они обеспечивают необходимые упругие характеристики при меньших габаритах и массах, а в сочетании с гасителями колебаний могут обеспечить оптимальные ходовые качества локомотивах при больших скоростях движения. Кроме того, пружины проще и дешевле в изготовлении, чем листовые рессоры.
Расчет пружины, представленной на рисунке 10, имеющей заданную вертикальную и поперечную жесткость, жпр, Н/м, заключается в определении ее геометрических размеров на основе существующих конструктивных и прочностных ограничений.
Рисунок 10 - Эскиз пружины с обозначением основных размеров соответственно в свободном состоянии, при рабочей нагрузке и посадке нитка на виток.
К основным геометрическим размерам пружины относятся следующие
параметры:
D пр - средний диаметр нитка пружины, м;
d пр - диаметр прутка пружины, м;
H пр - высота пружины в свободном состоянии, м;
- высота пружины под расчетной нагрузкой Рпр, м;
h пр - высота пружины при посадке нитка на виток, м.
- статический прогиб пружины от действия вертикальной статической нагрузки Рпр, м;
- прогиб пружины до посадки нитка на виток, м;
аш - шаг витков пружины, м;
б - угол подъема витков пружины
Величины H пр, , h пр, м, определяются в зависимости от количества рабочих витков пружины nв. При проверке пружины на прочность определяется касательное напряжение фт, Па, от действующей на пружину силы Рпр.
Пределы изменения геометрических размеров пружины D пр и d пр, а также количество рабочих витков в пружине nв принимаются по конструктивным соображениям. Из практики проектирования рессорного подвешивания известно, что диаметр прутка d пр изменяется в пределах 0,019 - 0,05 м, а средний диаметр пружины D пр 0,08-0,25м. Количество рабочих витков для цилиндрических винтовых пружин nв = 3,5_7
Выберем параметры для нашей 1 пружины:
d пр = 0,045 м, D пр = 0,16 м
Величина, определяющая отношение среднего диаметра пружины D пр к диаметру ее прутка d пр и существенно влияющая на прочность пружины называется индексом пружинным определяемая по формуле:
Количество рабочих витков проектируемой пружины, с учетом величины m и заданной жесткости определяется по формуле:
где G =8*1010 модуль упругости материала при сдвиге, Па.
Полученное значение сравнивается с максимальным и минимальным допустимым значением . Если > 7 витков, и выбраны все возможные пределы параметров пружины D пр и d пр, то расчетную нагрузку следует поделить между двумя пружинами и расчет произвести как для двухрядной пружины.
Общее число витков n0 определим как сумма рабочих витков и количество витков опорных поверхностей пружины
Максимальное напряжение фmax, кН/м2, в витках пружины равно:
Где коэффициент концентрации напряжении, учитывающий кривизну витков.
Коэффициент запаса прочности k определяется по максимальному касательному напряжению в пружине по формуле
где [] = 7,5*108 максимально допустимое касательное напряжение, Па.
Коэффициент запаса прочности k, рекомендуемый для буксовой ступени подвешивания, не менее 1,7 - 1,8, для кузовной - не менее 1,5 - 1,6.
Если при максимальном значении диаметра прутка коэффициент запаса не удовлетворяет требованиям, то необходимо произвести расчет для многорядной пружины. При выполнении требуемого условия определяется высота пружины , м, при посадке витка на виток:
*0,05=0, 2072
Прогиб пружины при посадке витка на виток , м:
Где kf - коэффициент запаса прогиба пружин (обычно принимается равным k), учитывающий недопустимость посадки нитка на виток.
Высота пружины под расчетной нагрузкой , м:
Высота пружины в свободном состоянии , м:
Определим шаг , м, пружины и угол подъема витков пружины б:
в свободном состоянии,
При расчетной нагрузки
Расчет однорядной пружины II ступени подвешивания
Dпр=0.2м, dпр=0,03м
Величина, определяющая отношение среднего диаметра пружины Dпр к диаметру ее прутка dпр и существенно влияющая на прочность пружины, называется индексом пружины, определяемая по формуле:
Количество рабочих витков проектируемой пружины, с учетом величины m и заданной жесткости определяется по формуле:
где G =8*1010 модуль упругости материала при сдвиге, Па.
Полученное значение сравнивается с максимальным и минимальным допустимым значением . Если > 7 витков, и выбраны все возможные пределы параметров пружины D пр и d пр, то расчетную нагрузку следует поделить между двумя пружинами и расчет произвести как для двухрядной пружины.
Общее число витков n0 определим как сумма рабочих витков и количество витков опорных поверхностей пружины
Максимальное напряжение фmax, кН/м2, в витках пружины равно:
Где коэффициент концентрации напряжении, учитывающий кривизну витков.
Коэффициент запаса прочности k определяется по максимальному касательному напряжению в пружине по формуле
где [] = 7,5*108 максимально допустимое касательное напряжение, Па.
Коэффициент запаса прочности k, рекомендуемый для буксовой ступени подвешивания, не менее 1.7 - 1.8, для кузовной - не менее 1.5 - 1.6.
При выполнении требуемого условия определяется высота пружины , м, при посадке витка на виток:
*0,03=0,119
Прогиб пружины при посадке витка на виток , м:
Где kf - коэффициент запаса прогиба пружин (обычно принимается равным k), учитывающий недопустимость посадки нитка на виток.
Высота пружины под расчетной нагрузкой , м:
Высота пружины в свободном состоянии , м:
Определим шаг , м, пружины и угол подъема витков пружины б:
в свободном состоянии,
При расчетной нагрузки
Расчет рессоры I ступени
Рессора жесткостью жстрес, состоит из коренных и наборных листов, соединенных хомутом. Спроектированная рессора должна удовлетворять условиям статической и усталостной прочности при максимально возможных рабочих нагрузках.
Предварительный выбор параметров листовой рессоры производится в соответствии со следующими рекомендациями: длина рессоры L = 1,35 м; число коренных листов m = 3; число наборных листов n=8; ширина хомута а = 0.12м; толщина одного листа b =0.0045 м; ширина одного листа h = 0.08 м.
=7179,48 кН/м.
Количество коренных листов к общему числу листов должно быть не менее 25 %.
Шаг рессоры S, м, вычисляем последующей формуле:
После выбора геометрических параметров рассчитывают жесткость проектируемой рессоры по формуле , кН/м:
Полученная проектная жесткость должна отличаться от заданной не более чем на 3%.
Выполним проверку по формуле:
Полученная жесткость отличается от заданной не более 3%, следовательно, расчет выполнен верно.
Рассчитываем по приведенным формулам максимальное статическое и динамическое напряжение , МПа, в рессоре
-максимальная нагрузка на рессору, Н.
Полученные значения не превышают допустимых 402<700 МПа, следовательно расчет выполнен верно.
Рис. 11 Эскиз рессоры с обозначением основных размеров и свободном состоянии и при рабочей нагрузке.
- Цели и задачи курсовой работы
- Составление эскиза рамы тележки
- Составление весовой ведомости
- Статическая развеска электровоза
- Проектирование и расчет жесткости элементов рессорного подвешивания
- Расчет эквивалентной жесткости первой и второй ступени подвешивания
- Расчет параметров и проверка жесткости упругих элементов рессорного подвешивания
- Расчет рессор и пружин на усталостную прочность
- Расчет резинового конуса
- Расчет параметров гидравлического гасителя колебаний
- Расчет параметров сухого трения в листовых рессорах и определение оптимального коэффициента демпфирования
- Библиографический список
- 27, Рама тележки электровоза?
- 4 Кузов электровоза
- Разработка эскизного проекта
- Разработка эскизного проекта
- 2. Процедуры на стадиях эскизного и технического проектов. Выбор параметров объекта проектирования. Цели, состав и последовательность выполнения эскизного проекта.
- 2. Процедуры на стадиях эскизного и технического проектов. Выбор параметров объекта проектирования. Цели, состав и последовательность выполнения эскизного проекта.
- Разработка эскизного проекта.
- Разработка эскизного проекта.