Введение
Под воздушной навигацией понимается прикладная наука о точном, надежном и безопасном вождении в воздухе ЛА из одного пункта в другой по оптимальной траектории в установленное время. К ЛА в основном относятся самолеты, вертолеты и беспилотные ЛА.
В теории навигации рассматривается преимущественно целенаправленное перемещение ЛА, методы и средства, обеспечивающие полет по выбранной траектории. Она призвана отвечать на вопросы: где в данный момент времени находится ЛА, каковы его фактические и требуемые скорости и направления движения относительно земной поверхности, обеспечивающие своевременное прибытие в заданную точку (цель, аэродром посадки). Задачи определения местонахождения ЛА, потребной скорости и направления полета занимают главное место в теории навигации.
Воздушная навигация в практическом плане есть процесс определения места ЛА, его скорости и направления движения, а также требуемых параметров полета по выбранной траектории. При этом широко используются различные навигационные средства. Большое значение имеет умение экипажа решать практические задачи навигации на этапах подготовки к полету и в полете.
[Мамаев В.Я., Синяков А.Н., Петров К.К., Горбунов Д.А. Воздушная навигация и элементы самолетовождения: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2002. - 256 с.]
Также в процессе подготовки авиационных специалистов часто встречается термин «самолетовождение». Самолетовождение -- это наука о точном, надежном и безопасном вождении воздушных судов из одной точки земной поверхности в другую.
Под самолетовождением понимается также комплекс действий экипажа самолета и работников службы движения, направленных на обеспечение безопасности, наибольшей точности выполнения полетов по установленным трассам (маршрутам) и прибытия в пункт назначения в заданное время.
Обеспечение безопасности полета является одной из главных задач самолетовождения. Она решается как экипажем, так и службой движения, которые обязаны добиваться безопасности полета каждого самолета даже в тех случаях, когда принятые для этого меры повлекут за собой нарушение регулярности или снижение экономических показателей полета.
Безопасность самолетовождения означает предотвращение случаев:
1) столкновений самолетов с наземными препятствиями и с другими самолетами в полете;
2) потери ориентировки;
3) попаданий самолетов в зоны с особым режимом полета;
4) попаданий самолетов в районы с опасными для полетов метеоявлениями.
- Введение
- Глава № 1. Инженерно-штурманский расчет полета
- 1.1 Цель и сроки проведения предварительной штурманской подготовки
- 1.2 Содержание предварительной штурманской подготовки
- 1.4 Заполнение ШБЖ
- Глава № 2. Предполетная штурманская подготовка
- 2.1 Назначение предполетной штурманской подготовки
- 2.2 Содержание предполетной штурманской подготовки
- 2.3 Обязанности второго пилота в экипаже без штурмана на предполетной штурманской подготовке
- 2.4 Расчет элементов полета
- 2.4.1 Расчет наивыгоднейшей высоты и эшелона полета
- 2.4.2 Расчет истинной скорости для различных этапов полета
- 2.4.5 Расчет максимально допустимой взлетной массы ВС в зависимости от условий старта
- 2.4.8 Расчет рубежа возврата на аэродром вылета
- Глава 3. Взлет и выход из района аэродрома вылета
- 4.1 Порядок определения показаний барометрических высотомеров
- 4.3 Расчет параметров обхода грозовых очагов, расположенных на маршруте полета
- Глава № 5. Снижение и заход на посадку
- 5.1 Определения элементов снижения с эшелона
- 5.2 Расчет элементов захода на посадку по кратчайшему расстоянию
- Список использованной литературы