Введение
Для проектирования технологических процессов необходима базовая, руководящая и справочная информация.
В процессе эксплуатации автомобиля его рабочие свойства постепенно ухудшаются из-за изнашивания деталей, а также коррозии и усталости материала, из которого они изготовлены. В автомобиле появляются отказы и неисправности, которые устраняют при техническом обслуживании (ТО) и ремонте.
Исправным считают автомобиль, который соответствует всем требованиям нормативно-технической документации. Работоспособный автомобиль в отличие от исправного должен удовлетворять лишь тем требованиям, выполнение которых позволяет использовать его по назначению без угрозы безопасности движения. Работоспособный автомобиль может быть неисправным, например, иметь ухудшенный внешний вид, пониженное давление в смазочной системе двигателя.
Повреждением называют переход автомобиля в неисправное, но работоспособное состояние; переход его в неработоспособное состояние называют отказом.
Ремонт представляет собой комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий и их составных частей.
Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей обусловлены прежде всего неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей). Известно, что создать равнопрочный автомобиль, все детали которого изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят на автотранспортных предприятиях (АТП) периодическое ТО и при необходимости текущий ремонт (ТР), который осуществляется путем замены отдельных деталей и агрегатов. Это позволяет поддерживать автомобили в технически исправном состоянии.
При длительной эксплуатации автомобили достигают такого состояния, когда их ремонт в условиях АТП становится технически невозможным или экономически нецелесообразным. В этом случае они направляются в централизованный текущий или капитальный ремонт (КР) на авторемонтное предприятие (АРП).
Текущий ремонт должен обеспечивать гарантированную работоспособность автомобиля на пробеге до очередного планового ремонта, причем этот пробег должен быть не менее пробега до очередного ТО-2. В случае возникновения отказов выполняют неплановый ТР, при котором заменяют или восстанавливают детали и сборочные единицы в объеме, определяемом техническим состоянием автомобиля.
Капитальный ремонт должен обеспечивать исправность и полный (либо близкий к полному) ресурс автомобиля или агрегата путем восстановления и замены любых сборочных единиц и деталей, включая базовые. Базовой называют деталь, с которой начинают сборку изделия, присоединяя к ней сборочные единицы и другие детали. У автомобилей базовой деталью является рама, у агрегатов -- корпусная деталь, например, блок цилиндров двигателя, картер коробки передач.
Основным источником экономической эффективности КР автомобилей является использование остаточного ресурса их деталей. Около 70-75% деталей автомобилей, поступивших в КР, могут быть использованы повторно либо без ремонта, либо после небольшого ремонтного воздействия.
Детали, полностью исчерпавшие свой ресурс и подлежащие замене, составляют 25-30% всех деталей. Это поршни, поршневые кольца, подшипники качения, резинотехнические изделия и др. Количество деталей, износ рабочих поверхностей которых находится в допустимых пределах, что позволяет использовать их без ремонта, достигает 30-35%. Остальные детали автомобиля (40-45%) могут быть использованы повторно только после их восстановления. К ним относится большинство наиболее сложных, металлоемких и дорогостоящих деталей автомобиля, в частности блок цилиндров, коленчатый и распределительный валы, головка цилиндров, картеры коробки передач и заднего моста и др. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10-50% стоимости их изготовления.
Себестоимость КР автомобилей и их составных частей обычно не превышает 60-70% стоимости новых аналогичных изделий. При этом достигается большая экономия металла и энергетических ресурсов.
Высокая эффективность централизованного ремонта обусловила развитие авторемонтного производства, которое всегда занимало значительное место в промышленном потенциале нашей страны. Объемы централизованного ремонта автомобилей и их составных частей достигли, а по некоторым позициям превзошли объемы их производства.
- Введение
- 1. Общая часть
- 1.1 Характеристика авторемонтного предприятия
- 1.2 Характеристика автотранспортного средства
- 2. Расчетно-технологическая часть
- 2.1 Выбор и обоснование принимаемого к расчету списочного состава
- 2.1.1 Тип и количество подвижного состава
- 2.1.2 Средний суточный пробег и техническое состояние подвижного состава
- 2.1.3 Категория условий эксплуатации и природно-климатические условия
- 2.1.4 Режим работы подвижного состава, ТО и ремонта
- 2.2 Расчет коэффициентов корректирования
- 2.2.1 Расчет коэффициентов корректирования учитывающего климатический район и агрессивность окружающей среды
- 2.2.2 Расчет коэффициентов корректирования (К4) с учетом степени изношенности подвижного состава
- 2.2.3 Периодичность уборочно-моечных работ при ЕО
- 2.3 Расчет производственной программы
- 2.3.1 Корректирование периодичности
- 2.3.2 Расчет трудоемкости технических воздействий за цикл
- 2.3.3 Расчет простоев при технических взаимодействиях за цикл
- 2.3.4 Расчет коэффициента технической готовности парка
- 2.3.5 Расчет коэффициента использования парка
- 2.3.6 Расчет переводного коэффициента от цикла к году
- 2.3.7 Расчет количества технических воздействий за цикл
- 2.3.8 Расчет технических воздействий за год
- 2.3.9 Расчет количеств технических воздействий за сутки
- 2.3.10 Расчет трудоемкости технических воздействий за год
- 2.3.11 Общепарковая трудоемкость технических воздействий
- 3 Организационная часть
- 3.1 Выбор и обоснование метода организации технологического процесса ТР
- 3.1.1 Расчет годового объема работ, выполняемых на постах ТР
- 3.2 Расчет численности рабочих
- 3.2.1 Расчёт количества технологических рабочих
- 3.2.2 Расчет штатных рабочих
- 3.2.3 Расчёт количества вспомогательных рабочих
- 3.2.4 Расчёт количества инженерно-технических рабочих
- 3.2.5 Расчёт количества служащих
- 3.2.6 Расчёт количества МОП
- 3.3 Расчет технологического оборудования и оснастки
- 3.4 Проектирование производственного участка. Расчёт площадей
- 4. Экономическая часть
- 4.1 Производственные расчеты
- 4.1.1 Описание детали
- 4.1.2 Обоснование типа производства
- 4.1.3 Характеристика производственного оборудования на участке
- 4.1.4 Расчет количества оборудования и коэффициента его загрузки
- 4.1.5 Определение количества основных (производственных) рабочих
- 4.1.6 Определение количества вспомогательных рабочих, ИТР, служащих
- 4.2 Организация производственного участка
- 4.2.1 Организация рабочих мест, научная организация труда на участке
- 4.2.2 Выбор и характеристика транспортных средств
- 4.2.3 Планировка оборудования и рабочих мест на проектируемом участке
- 4.3 Расчет основных технико-экономических показателей
- 4.3.1 Расчет фонда заработной платы основных производственных рабочих
- 4.3.2 Расчет расходов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией оборудования Расчет цеховых расходов
- 4.3.3 Определение себестоимости продукции
- 4.4 Технико-экономический анализ
- 4.4.1 Технико-экономический анализ разработанных мероприятий