logo
Рабочие процессы и элементы расчета механизмов автомобиля Ford Fiesta

4 Расчет главной передачи

Главная передача - механизм трансмиссии автомобиля, преобразующий крутящий момент и расположенный перед ведущими колесами автомобиля.

4.1 Алгоритм расчета главной передачи

a. Радиус средней точки зуба ведущей шестерни:

2. Радиус средней точки зуба ведомой шестерни:

,

где Z1 - число зубьев ведущей шестерни;

Z2 - число зубьев ведомой шестерни;

L - длина образующей делительного конуса;

В1 - длина зубьев ведущей шестерни;

В - длина зубьев ведомой шестерни;

?1 - угол наклона винтовой линии;

Mn - расчетное значение величины нормального зацепления;

3. Половина угла при вершине начального конуса ведущей шестерни:

3. Половина угла при вершине начального конуса ведомой шестерни

4. Радиус кривизны зуба ведущей шестерни:

5. Радиус кривизны зуба ведомой шестерни:

6. Эквивалентное число зубьев ведущей шестерни:

7. Эквивалентное число зубьев ведомой шестерни:

.

8. Торцевой шаг по основанию конуса ведущей шестерни:

9. Торцевой шаг по основанию конуса ведомой шестерни:

10. Окружная сила ведущей шестерни:

11. Окружная сила ведомой шестерни:

,

где Мр - расчетный крутящий момент.

12. Осевая сила шестерни (i = 1 - ведущей, i = 2 - ведомой):

13. Радиальная сила шестерни (i = 1 - ведущей, i = 2 - ведомой):

14. Напряжение изгиба (i = 1 - ведущей, i = 2 - ведомой):

где i1 - передаточное число 1 - й передачи;

iR - передаточное число раздаточной коробки;

kD - коэффициент динамичности;

Y - коэффициент формы зуба.

15. Напряжение смятия шестерни (i = 1 - ведущей, i = 2 - ведомой):

16. Ресурс главной передачи:

,

где Rо - радиус качения колеса.

R2 - расчетное значение радиуса начальной окружности ведомой шестерни:

4.2 Обоснование выбора исходных данных

Рассчитаем длину зубьев ведущей шестерни, длину зубьев ведомой шестерни.

Длина зубьев ведущей шестерни:

,

где L - длина образующей делительного конуса, L=180 .

мм.

Длина зубьев ведомой шестерни:

;

мм.

Угол наклона винтовой линии (BET 1), угол наклона винтовой линии (BET 2), смещение осей (Е), угол зацепления (AL), коэффициент динамичности (Kd) выбраны согласно рекомендациям в [2, стр. 249, таб.11.1].

Передаточное число первой передачи (U1), передаточное число раздаточной коробки (Up), радиус качения колеса (Ro), расчётный крутящий момент (Mtr), максимальный крутящий момент (Me max) выбраны согласно данным производителя [1].

Число зубьев ведущей шестерни (Z1), число зубьев ведомой шестерни (Z2) выбраны согласно рекомендациям в [2, стр. 249, таб.11.1].

4.3 Проведение расчета

Таблица 7 - Исходные данные для расчета главной передачи

Длина образующей делительного конуса ( L ), мм

180

Число зубьев ведущей шестерни ( Z1 )

9

Число зубьев ведомой шестерни ( Z2 )

32

Угол наклона винтовой линии (BET 1 ), град

51,17

Угол наклона винтовой линии (BET 2 ), град

26,15

Смещение осей ( Е ), мм

31,75

Длина зубьев ведущей шестерни ( B1 ), мм

54

Длина зубьев ведомой шестерни ( B2 ), мм

50

Угол зацепления ( AL ), трад

16

Передаточное число первой передачи ( U1 )

3,67

Передаточное число раздаточной коробки ( Up )

2.135

Радиус качения колеса (Ro), мм

330

Коэффициент динамичности ( Kd )

1,5

Расчётный крутящий момент ( Mtr ), Н*м

114

Максимальный крутящий момент ( Me max ), Н*м

114

Таблица 8 - Результаты расчета главной передачи

Радиус средней точки зуба (Rср), мм

41,42

Радиус средней точки зуба (Rср), мм

106,6

Половина угла при вершине начального конуса (DEL1), град

16,13

Половина угла при вершине начального конуса (DEL2), град

76,27

Радиус кривизны зуба (Ro1), мм

27,8

Радиус кривизны зуба (Ro2), мм

129,8

Эквивалентное число зубьев (Ze1)

34,86

Эквивалентное число зубьев (Ze2)

160,6

Торцевой шаг по основанию конуса (Ts1), мм

32,76

Торцевой шаг по основанию конуса (Ts2), мм

23,4

Окружная сила (P1), Н

2,752

Окружная сила (P2), Н

1,07

Осевая сила (Q1), Н

3,462

Осевая сила (Q2), Н

0,456

Радиальная сила (Rs1), кН

2,029

Радиальная сила (Rs2), кН

0,5799

Напряжение изгиба (SIG изг 1), МПа

1,765

Напряжение изгиба (SIG изг 2), МПа

0,4287

Напряжение смятия (SIG см 1), МПа

113,2

Напряжение смятия (SIG см 2), МПа

73,36

Ресурс главной передачи, тыс. км.

1,99E+05

Ресурс главных передач до капитального ремонта лежит в пределах 125…250 тыс. км. пробега для легковых автомобилей, следовательно рассчитанная главная передача имеет малый ресурс, но в целом удовлетворяет установленным требованиям.

5 Расчет полуоси

5.1 Алгоритм расчета полуоси

Для полностью разгруженной полуоси определяют только напряжении кручения.

1. При прямолинейном движении:,

где R - величина нормальной реакции на внутренний конец полуоси со стороны дифференциала.

m2 - максимальное значение коэффициента перераспределения веса.

G2 - вес, приходящийся на задний мост.

Wк = 0.2·D3 - момент сопротивления при кручении.

2. При динамической нагрузке:

где ,

B -расстояние от середины внешнего опорного подшипника до вертикали проходящей через центр опорной площадки колеса.

L - длина полуоси.

Mдин = 0,5 · Ме · i1 · i0 · kд(1+kб) - максимальный момент, передаваемый полуосью ведущего моста.

Ме - максимальный момент двигателя, Н*м;

i1, i0 - передаточные числа первой и главной передачи ;

Kд - коэффициент динамичности (Kд=1...1,3);

КБ- коэффициент блокировки.

для дифференциала с малым внутренним трением КБ = 0,1...0,2;

повышенного трения КБ = 0,2...0,6

блокированного КБ до 1.

5.2 Обоснование выбора исходных данных

Коэффициент перераспределения веса, расчётный коэффициент продольного сцепления, расчётный коэффициент поперечного сцепления, коэффициент динамичности, момент, подводимый к полуоси выбраны согласно рекомендациям в [3].

Вес, приходящийся на рассчитываемый мост, радиус колеса, колея автомобиля выбраны согласно данным в [1].

Диаметр полуоси, расстояние от середины внешнего опорного подшипника до вертикали, длина полуоси выбраны согласно рекомендациям в [4, стр. 143].

5.3 Проведение расчета

Таблица 9 - Исходные данные для расчета полуоси

Вес, приходящийся на рассчитываемый мост, Н

7500

Коэффициент перераспределения веса

1,2

Расчётный коэффициент продольного сцепления

0,8

Расчётный коэффициент поперечного сцепления

1

Колея автомобиля, мм

1400

Коэффициент динамичности

1,2

Диаметр полуоси, мм

28

Расстояние от середины внешнего опорного подшипника до вертикали, мм

80

Длина полуоси, мм

605

Радиус колеса, мм

330

Момент подводимый к полуоси, Н*м

114

Таблица 10 -Результаты расчета полуоси

Максимальные суммарные напряжения, МПа

225,49

Максимальный угол закручивания, град

0,77121

Ресурс полуоси, тыс. км.

13151

Обратившись к [3] можно сделать вывод, что результаты расчета удовлетворяют установленным требованиям и данная полуразгруженная полуось годна к эксплуатации.

6 Расчет рессоры

Упругий элемент подвески выполняющий одновременно функции упругого элемента, направляющего устройства и гасящего устройства.

6.1 Алгоритм расчета многолистовой рессоры

Зная ориентировочное число листов n и число листов, равных по длине коренному листу n1, определяют:

1) Коэффициент формы рессоры:

B = 1 - ;

2) Коэффициент увеличения прогиба:

I = .

Длина коренных листов:

L = ,

где: Е - модудь упругости, (Е=20.5·104 МПа);

f - статический прогиб рессоры, определяемый по выбранному числу колебаний подрессоренной массы nk;

Параметры рессоры:

1) Момент инерции рессоры:

J = ;

где: Р - нагрузка на упругий элемент.

2) Число листов рессоры:

n = ;

3) Значение наибольшего напряжения:

;

где: fд - динамический прогиб рессоры.

Для получения удовлетворительной емкости подвески значение fД следует принимать равными, а если это допустимо по конструктивным возможностям то больше, чем статический прогиб f.

Вес рессоры рассчитываем по формуле:

Gp =

где: Y - постоянная, зависящая от формы рессоры.

Жесткость рессоры определяется по формуле:

C = P/f.

6.2 Обоснование выбора исходных данных

Коэффициент увеличения прогиба (I), коэффициент динамичности (KЯ), модуль упругости при растяжении (Е), длина активного участка рессоры (L) выбраны согласно рекомендациям в [5].

Нагрузка на рессору (Р), нагрузка на упругий элемент (Р), средняя скорость движения автомобиля (Vср) выбраны согласно данным в [3].

Число циклов нагружения, статический коэффициент прогиба (Dd), выбраны согласно рекомендациям в [4].

Длина рессоры (L), ширина рессоры (В), толщина рессоры (Н), число листов, равных по длине коренному листу (Nk) выбраны согласно рекомендациям в [2].

6.3 Проведение расчета

6.3.1 Расчет малолистовой рессоры

Таблица 11 - Исходные данные для расчета малолистовой рессоры

Нагрузка на рессору ( Р ), Н

3855

Длина рессоры ( L ), м

0,6

Модуль упругости ( Е ), МПа

201000

Коэффициент увеличения прогиба ( I )

1,75

Ширина рессоры ( В ), м

0,06

Толщина рессоры ( Н ), м

0,01

Таблица 12 - Результаты расчета малолистовой рессоры

Жёсткость рессоры, МПа

0,01108

Статический прогиб, м

0,38639

Напряжение в заделке, МПа

216,33

Объём рессоры, м^3

0,23057

Удельная энергия деформации, Дж/м^3

37141

Обратившись к [2] и [3], можно сделать вывод, что результаты расчета удовлетворяют установленным требованиям.

6.3.2 Проверочный расчет малолистовой рессоры

Таблица 13 - Исходные данные для проверочного расчета

Число листов рессоры ( N )

3

Ширина листов рессоры ( B ), м

0,06

Толщина листов рессоры ( Н ), м

0,01

Коэффициент динамичности ( K z), м

1,8

Число циклов нагружения * 10^6 ( Nb )

2

Статический коэффициент прогиба ( Dd)

1,3

Модуль упругости при растяжении ( Е ), ГПа

210

Длина активного участка рессоры ( L ), м

0,6

Число листов, равных по длине коренному листу (Nk )

1

Нагрузка на упругий элемент ( Р ), Н

3855

Средняя скорость движения автомобиля ( Vср ), км/ч

60

Таблица 14 - Результаты проверочного расчета

Напряжение изгиба рессоры, МПа

17,089

Статический прогиб рессоры, м

0,058751

Динамический прогиб рессоры, м

0,051001

Общий прогиб рессоры, м

0,10375

Низшая частота собственных колебаний, Гц

1,7011

Жёсткость рессоры, Кн/м

51,944

Долговечность рессоры, тыс. км

49,11

Обратившись к [8] и [3], можно сделать вывод, что результаты расчета удовлетворяют установленным требованиям и данная малолистовая рессорная подвеска годна к эксплуатации.