Рабочие процессы и элементы расчета механизмов автомобиля Ford Fiesta

курсовая работа

3 Расчет карданной передачи

Карданная передача автомобиля - это механизм трансмиссии, состоящий из одного или нескольких карданных валов и карданных шарниров, предназначенный для передачи крутящего момента между агрегатами, оси валов которых не совпадают или могут изменять свое относительное положение.

3.1 Алгоритм расчета карданной передачи

1. Критическая частота вращения карданного вала:

,

где D и d - соответственно наружный и внутренний диаметры карданного вала.

Lк - длина карданного вала.

2. Максимальная частота вращения карданного вала:

,

где Uв-к - передаточное число от карданного вала к ведущим колесам.

Vamax - максимальная скорость движения автомобиля.

3. Расчетный крутящий момент на карданном валу на низшей передаче в коробке передач:

M=M1·U1,

где M1 - крутящий момент на ведущем валу коробки передач, для механических трансмиссий.

U1 - передаточное число.

4. Определение допустимой длины карданного вала:

,

5. Напряжение кручения сплошного вала:

,

Мкmax - максимальный крутящий момент.

Uтр - передаточное число трансмиссии на первой передаче.

6. Угол закручивания карданного вала:

,

где Jo - момент инерции сечения вала трубчатого: ,

сплошного:

G - модуль упругости второго рода.

3.2 Обоснование выбора исходных данных

Рассчитаем высоту зубьев шлицев, средний радиус поверхности контакта зубьев, плечо условно сосредоточенной силы, действующей в середине шипа, момент сопротивления сечения шипа, диаметр отверстия в шипе крестовины для смазывания, силу, действующую на подшипник при расчетном моменте .

Высота зубьев шлицев:

,

где D - наружный диаметр шлицев, D=45;

d - внутренний диаметр шлицев, d=40,6

.

Средний радиус поверхности контакта зубьев:

;

.

Плечо условно сосредоточенной силы, действующей в середине шипа:

,

где H - размер между торцами крестовины, H=57,17 мм;

L-для иглы, L=10 мм .

.

Момент сопротивления сечения шипа:

,

где dш- диаметр шипа, dш=0,0141 м;

do - диаметр отверстия для смазывания;

;

Сила Pp, действующая на подшипник при расчетном моменте:

,

где lk-расстояние между серединами игольчатых роликов противоположных карданных подшипников, lk-=0,04717 м;

M-расчетный крутящий момент на карданном валу:

,

Н м;

Н.

Момент сопротивления кручения трубы карданного вала, коэффициент динамичности, полярный момент инерции сечения, модуль упругости при кручении, длина шлицев, коэффициент, учитывающий неравномерное распределение нагрузки по зубьям, плечо "А" опасного сечения в вилке карданного шарнира, момент сопротивления изгибу опасного сечения вилки шарнира, плечо "С" опасного сечения в вилке карданного шарнира, момент сопротивления кручения опасного сечения вилки карданного шарнира, коэффициент прогиба, поправочный коэффициент, учитывающий угол установки карданного вала выбраны согласно рекомендациям в [3].

Наружный диаметр сечения вала, внутренний диаметр сечения вала, расстояние между центрами карданов, передаточное число от карданного вала к ведущим колесам, длина трубы карданного вала, расстояние между серединами игольчатых роликов, угол установки карданного вала, число игл подшипника, диаметр иглы подшипника, длина иглы подшипника, частота вращения карданного вала при средней скорости движения автомобиля выбраны согласно рекомендациям в [2].

Максимальная скорость движения автомобиля, радиус качения колеса, крутящий момент на ведущем валу коробки передач, передаточное число коробки передач выбраны согласно данным в [1].

3.3 Проведение расчета

Таблица 7 - Исходные данные для расчета карданной передачи

Наружный диаметр сечения вала, мм

70

Внутренний диаметр сечения вала, мм

66

Расстояние между центрами карданов, мм

785

Максимальная скорость движения автомобиля, км/ч

135

Передаточное число от карданного вала к ведущим колёсам

3.9

Радиус качения колеса, м

0,33

Крутящий момент на ведущем валу коробки передач, Н*м

114

Передаточное число коробки передач на низшей передаче

3,67

Момент сопротивления кручения трубы карданного вала, мм^3

0,0141

Коэффициент динамичности

3

Длина трубы карданного вала, м

0,765

Полярный момент инерции сечения, мм^4

0,0048

Модуль упругости при кручении, МПа

85000

Число шлицев

17

Высота зубьев шлицев, м

0,0022

Длина шлицев, м

0,06

Средний радиус поверхности контактов зубьев, м

0,0214

Коэф-т, учитывающий неравномерное распределение нагрузки по зубьям

0,75

Расстояние между серединами игольчатых роликов, мм

47,17

Угол установки карданного вала, град

2

Плечо условно сосредоточенной силы, действующей в середине шипа, м

0,0186

Момент сопротивления сечения шипа, мм^3

0,012

Диаметр шипа крестовины, м

0,0141

Диаметр отверстия в шипе крестовины для смазывания, м

0,000705

Плечо "А" опасного сечения в вилке карданного шарнира, м

0,005

Момент сопротивления изгибу опасного сечения вилки шарнира, мм^3

0,008

Плечо "C" опасного сечения в вилке карданного шарнира, м

0,0023

Момент сопротивления кручению опасного сечения вилки шарнира, мм^3

0,008

Число игл подшипника

22

Диаметр иглы подшипника, мм

2,4

Длина иглы подшипника, мм

10

Частота вращения кард. вала при средней скорости движения а/м, об/мин

2600

Коэффициент прогиба

1,1

Сила действующая на подшипник при расчётном моменте, Н

23523

Поправочный коэф-т, учитывающий угол установки карданного вала

4

Таблица 8 - Результаты расчета карданной передачи

Критическая частота вращения коленчатого вала, об/мин

1561

Максимальная частота вращения коленчатого вала, об/мин

4228

Допустимая длина коленчатого вала, мм

452,5

Расчётный крутящий момент на карданном валу на низшей передаче, Н*м

418,4

Напряжение кручения трубы под действием расчётного момента, Па

2,97E+04

Максимальный динамический момент, Н*м

1255

Напряжения кручения трубы под действием динамического момента, Па

8,90E+04

Угол закручивания трубы карданного вала, град

1,35E+04

Напряжение смятия боковых поверхностей шлицев, Па

11,62

Условно сосредоточенная нормальная сила, действующая в середине шипа, Н

8875

Напряжение изгиба шипа крестовины в опасном сечении, Па

1,38E+04

Напряжение среза шипа крестовины в опасном сечении, МПа

57,01

Напряжение изгиба в опасном сечении вилки шарнира, Па

5547

Напряжение среза в опасном сечении вилки шарнира, Па

2552

Динамическая грузоподъёмность подшипника, кН

6,134

Пробег автомобиля до выхода подшипника из строя, тыс.км

158,5

Обратившись к [2] можно сделать вывод, что результаты расчета удовлетворяют установленным требованиям и данная карданная передача годна к эксплуатации.

Делись добром ;)