logo
Противопожарные системы вертолета

3.3 Принцип действия

При возникновении пожара в отсеке левого двигателя по сигналу от датчиков ДПС срабатывает исполнительный блок и обеспечивает следующее:

включается и работает в проблесковом режиме (мигает) красный ЦСО;

включается и работает в проблесковом режиме красное табло ПОЖАР ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ;

вступает в работу аппаратура "АЛМАЗ-УП" и подает речевую информацию ПОЖАР В ОТСЕКЕ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ на телефоны левого пилота и через УКВ радиостанцию в эфир;

электрический сигнал возникновения пожара поступает в бортовой регистратор.

Одновременно сработают оба пиропатрона пиротехнической головки огнетушителя первой очереди. Огнегасящий состав поступает в отсек левого двигателя.

При срабатывании пиропатронов включается желтое табло 1 ОЧЕРЕДЬ расположения под красным табло ПОЖАР ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ.

При ликвидации пожара ПОЖАР ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ гаснет. Продолжает гореть табло 1 ОЧЕРЕДЬ. Система вновь готова к работе.

Если после автоматического срабатывания первой очереди пожар на ликвидирован, табло ПОЖАР ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ продолжает гореть, продолжить тушение пожара огнетушителем второй очереди. Нажать кнопку РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ 2 ОЧЕРЕДЬ под красным табло ПОЖАР ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ. Загорается желтое табло 2 ОЧЕРЕДЬ.

При возникновении пожара в других защищаемых отсеках системах работает аналогично, но имеет следующие особенности:

1. Для отсеков главного редуктора, расходного топливного бака, двигателя АИ-9 предусмотрено общее табло ПОЖАР РЕДУК. ВСУ. Табло загорается при пожаре в любом из этих отсеков. Огнегасящий состав при этом поступает во все три отсека.

2. При возникновении пожара в отсек обогревателя КО-50 противопожарная система автоматически выключает обогреватель.

3. При возникновении пожара в отсеке ВСУ противопожарная система автоматически выключает двигатель АИ-9В.

Работу противопожарной системы могут сопровождать следующие ситуации:

при возникновении пожара в любом защищаемом отсеке сработала сигнализация о пожаре (включился ЦСО, загорелось табло ПОЖАР…), но не сработала автоматически огнетушитель первой очереди. Нажать кнопку РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ 1 ОЧЕРЕДЬ, расположенную под включенным красном табло "ПОЖАР…" Загорается желтое табло 1 ОЧЕРЕДЬ.

Если первая очередь не сработала от кнопки ручного включения (не горит табло 1 ОЧЕРЕДЬ) применить вторую очередь. Нажать кнопку РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ 2 ОЧЕРЕДЬ под тем же красным табло ПОЖАР… Контролировать срабатывание второй очереди по загоранию желтого табло 2 ОЧЕРЕДЬ.

пожар обнаружен визуально. Противопожарная система автоматически не сработала.

Тушение выполнить вручную огнетушителем первой очереди. Нажать кнопку РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ 1 ОЧЕРЕДЬ, расположенную под табло ПОЖАР того отсека, где возник пожар. Загорится желтое табло 1 ОЧЕРЕДЬ. При необходимости, для продолжения пожаротушения применить вторую очередь.

после ликвидации пожара первой очередью (горит желтое табло 1 ОЧЕРЕДЬ) возникает пожар в другом отсеке.

Тушение пожара выполнить вручную огнетушителем второй очереди. Нажать кнопку РУЧНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ 2 ОЧЕРЕДЬ, расположенную под включенным красным табло ПОЖАР… загорится желтое табло 2 ОЧЕРЕДЬ.

3.4 Проверка противопожарной системы

При проверке противопожарной системы контролируется исправность всех пиропатронов огнетушителей первой очереди и второй очереди объединенных в две группы и датчиков ДПС всех защищаемых отсеков объединенных в шесть каналов контроля.

Перед проверкой противопожарной системы запитать бортовую сеть 27 В и проверить исправность ламп сигнальных табло.

Для этого:

включить АЗС САС;

включить переключатель ПРОВЕРКА ЛАМП на правой боковой панели верхнего электропульта.

На средней панели электропульта должны включиться и мигает четыре красных табло ПОЖАР…, включается и непрерывно горят все желтые табло 1 ОЧЕРЕДЬ, 2 ОЧЕРЕДЬ.

Отпустить переключатель ПРОВЕРКА ЛАМП. Табло гаснут.

КОНТРОЛЬ ИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКОВ.

Включить АЗС ПРОТИВОПОЖ. СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИЯ.

Включатель КОНТРОЛЬ ПРИРОПАТРОНОВ на щитке КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ поочередно установить в положение 1 (первая группа пиропатронов), затем в положение 2 (вторая группа пиропатронов). При всех исправных пиропатронах выключатель ни одно желтое табло 1 ОЧЕРЕДЬ, 2 ОЧЕРЕДЬ гореть не должны.

По окончании проверки пиропатронов выключатель КОНТРОЛЬ ПИРОПАТРОНОВ может находиться в любом положении.

ПРОВЕРКА ИСПРАВНОСТИ ДАТЧИКОВ.

Включен АЗС ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИЯ.

АЗС ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА 1 ОЧЕРЕДЬ, 2 ОЧЕРЕДЬ должны быть выключены.

Выключатель ОГНЕТУШИТЕЛЬ-КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ на щитке КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ установить в положение КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ. Загорается красное табло КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ.

Галетный переключатель КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ последовательно устанавливать в положения 1,2,3,4,5,6 каналов и следить за красным табло ПОЖАР.

В положении 1 и 2 каналов должны гореть все табло ПОЖАР.

В положении 3 канала должны гореть три табло ПОЖАР. Не горит табло ПОЖАР КО-50.

В положениях 4,5 и 6 каналов должно гореть только одно табло ПОЖАР РЕДУК. ВСУ.

По окончании проверки датчиков галетный переключатель установить в положение ВЫКЛ. Табло ПОЖАР должны погаснуть.

Для подготовки системы к работе выключатель ОГНЕТУШЕНИЕ-КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ установить в положение ОГНЕТУШЕНИЕ. Гаснет табло КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ. Включить АЗС ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА 1 ОЧЕРЕДЬ, 2 ОЧЕРЕДЬ.