6. Расчёт экономической эффективности проектируемого грузового вагона
При технико-экономических расчетах и обосновании эффективности использования вагонов при перевозке одних и тех же грузов сравнивают следующие основные показатели[7]:
* удельный объем (удельная площадь);
* использование грузоподъемности;
* технический коэффициент тары;
* нагрузки от оси на рельсы и на один метр пути:
* себестоимость перевозки грузов;
* эксплуатационные и капитальные затраты;
* натуральные показатели: затраты металла при постройке и топлива, электроэнергии - при эксплуатации вагона.
В результате расчетов показателей по последним трем пунктам можно определить срок окупаемости и решить вопрос о целесообразности внедрения разработанной конструкции вагона.
Рассмотрим приближенную методику определения экономической эффективности разработанной конструкции вагона [4].
Основным критерием при решении вопроса о целесообразности внедрения предлагаемой конструкции вагона является выполнение условия
Ер?Ен (6.1)
где Ер, Ен- расчетный и нормативный коэффициенты эффективности.
Расчетный коэффициент эффективности определяют только для величины дополнительных капитальных вложений в производство вагона той иной конструкции (по сравнению с существующей) по формуле
Ер=Э/Кдоп (6.2)
Где Э - экономия эксплуатационных расходов при выполнении вагонами новой конструкции расчетного грузооборота,
Э = Сн-Сс, (6.3)
Где С - годовые эксплуатационные расходы для новой и существующей конструкций вагона, у. е.;
Кдоп- дополнительные капитальные вложения при внедрении новых конструкций вагонов, у. е.,
Кдоп= Кн-Кс, (6.4)
Где К- капитальные вложения на приобретение новых и существующих вагонов, потребных для выполнения расчетного грузооборота, у. е.
Годовые эксплуатационные расходы для новых или существующих конструкций вагонов при выполнении ими расчетного грузооборота
Сн(с)=СгN (6.5)
где С, - годовые эксплуатационные расходы, приходящиеся на один вагон, у. е.;
N- количество вагонов, необходимых для выполнения расчетного грузооборота.
Годовые эксплуатационные расходы, приходящиеся на один вагон,
Сг=Сгрmkг (6.6)
где Сгр- себестоимость перевозки грузов в данном вагоне;
mkг -годовая производительность вагона в т* км нетто.
Проектная (плановая) годовая производительность вагона
(6,7)
где Р - грузоподъемность вагона, т;
л- коэффициент использования грузоподъемности вагона;
S - среднесуточный пробег вагона, величину которого для расчета принимают равной 250 км;
365 - число дней в году;
ппр- число нерабочих дней вагона (время нахождения во всех видах ремонта и технического обслуживания), принимаемое равным 55;
бпор-коэффициент порожнего пробега, равный отношению порожнего пробега вагона данного типа к груженому.
Количество вагонов, необходимых для выполнения расчетного грузооборота,
(6,8)
где расчетный годовой грузооборот, выполняемый вагонами рассматриваемого типа, т*км нетто.
Для расчета годовых эксплуатационных расходов при выполнении расчетного грузооборота существующей конструкцией вагона и спроектированной необходимо определить значение себестоимости перевозки грузов для сравниваемых вариантов вагонов. Так как в конечном итоге необходимо найти разность эксплуатационных расходов, то рассчитывают только переменные расходы, зависящие от размеров движения, а независящие (постоянные) расходы не учитывают.
Если известна себестоимость перевозки грузов в существующей конструкции вагона, то себестоимость в спроектированном вагоне можно рассчитать методом корректировки. Сущность этого способа заключается в корректировке величины себестоимости перевозки с учетом специфики перевозки грузов в вагонах иных конструкций. Корректировку осуществляют по слагаемым себестоимости перевозки грузов. В качестве слагаемых выступают расходы перевозочного процесса, расчлененные на три операции -начально-конечную, транзитную и передвижения, т. е. себестоимость перевозки грузов может быть представлена в виде следующей суммы;
Сгр = Снк+ Ст +Сп, (6,9)
Где Снк, Ст, Сп~ себестоимость перевозки в части расходов по начально-конечной, транзитной операциям и операции передвижения, у. е.
Капитальные вложения на приобретение вагонов, погребных для выполнения расчетного грузооборота,
Кн(с)= Цн(с)+Nн(с) (6,10)
где Цн(с) - цена новой или существующей конструкции вагона, у. е.;
Nн(с) - количество вагонов новой или существующей конструкции, необходимых для выполнения расчетного грузооборота.
- 1.2 Потребный объём кузова.Обоснование линейных размеров
- 2. Проверка вписывания вагона в габарит 1-ВМ
- 2.1 Исходные данные
- 2.2 Определение горизонтальных поперечных размеров строительного очертания кузова вагона
- 2.4 Определение горизонтальных поперечных размеров проектного очертания кузова вагона
- 2.5 Определение вертикальных размеров проектного очертания кузова вагона
- 4. Расчет оси колесной пары условным методом. Расчёт подшипников качения на долговечность
- 4.1 Расчет оси колесной пары условным методом
- 4.2 Расчёт подшипников качения на долговечность
- 5. Проверка устойчивости вагона против схода с рельсов
- 6. Расчёт экономической эффективности проектируемого грузового вагона
- Литература
- 4 Вписывание вагона в габарит
- 3 Уточнение параметров тележки по результатам вписывания его в габарит
- 9. Габариты вагонов. Вписывание вагонов в габарит
- 15. Основные положения норм расчета и проектирования вагонов
- Вписывание вагонов в габарит
- 38. Методика вписывания вагона в габарит. Определение проектного и строительного очертания.
- Вписывание вагона – аналога в габарит подвижного состава
- 3. Габариты вагонов. Вписывание вагонов в габариты