logo
Проектирование вагона, его вписывание в габарит

6. Расчёт экономической эффективности проектируемого грузового вагона

При технико-экономических расчетах и обосновании эффективности использования вагонов при перевозке одних и тех же грузов сравнивают следующие основные показатели[7]:

* удельный объем (удельная площадь);

* использование грузоподъемности;

* технический коэффициент тары;

* нагрузки от оси на рельсы и на один метр пути:

* себестоимость перевозки грузов;

* эксплуатационные и капитальные затраты;

* натуральные показатели: затраты металла при постройке и топлива, электроэнергии - при эксплуатации вагона.

В результате расчетов показателей по последним трем пунктам можно определить срок окупаемости и решить вопрос о целесообразности внедрения разработанной конструкции вагона.

Рассмотрим приближенную методику определения экономической эффективности разработанной конструкции вагона [4].

Основным критерием при решении вопроса о целесообразности внедрения предлагаемой конструкции вагона является выполнение условия

Ерн (6.1)

где Ер, Ен- расчетный и нормативный коэффициенты эффективности.

Расчетный коэффициент эффективности определяют только для величины дополнительных капитальных вложений в производство вагона той иной конструкции (по сравнению с существующей) по формуле

Ер=Э/Кдоп (6.2)

Где Э - экономия эксплуатационных расходов при выполнении вагонами новой конструкции расчетного грузооборота,

Э = Сн-Сс, (6.3)

Где С - годовые эксплуатационные расходы для новой и существующей конструкций вагона, у. е.;

Кдоп- дополнительные капитальные вложения при внедрении новых конструкций вагонов, у. е.,

Кдоп= Кн-Кс, (6.4)

Где К- капитальные вложения на приобретение новых и существующих вагонов, потребных для выполнения расчетного грузооборота, у. е.

Годовые эксплуатационные расходы для новых или существующих конструкций вагонов при выполнении ими расчетного грузооборота

Сн(с)гN (6.5)

где С, - годовые эксплуатационные расходы, приходящиеся на один вагон, у. е.;

N- количество вагонов, необходимых для выполнения расчетного грузооборота.

Годовые эксплуатационные расходы, приходящиеся на один вагон,

Сггрmkг (6.6)

где Сгр- себестоимость перевозки грузов в данном вагоне;

mkг -годовая производительность вагона в т* км нетто.

Проектная (плановая) годовая производительность вагона

(6,7)

где Р - грузоподъемность вагона, т;

л- коэффициент использования грузоподъемности вагона;

S - среднесуточный пробег вагона, величину которого для расчета принимают равной 250 км;

365 - число дней в году;

ппр- число нерабочих дней вагона (время нахождения во всех видах ремонта и технического обслуживания), принимаемое равным 55;

бпор-коэффициент порожнего пробега, равный отношению порожнего пробега вагона данного типа к груженому.

Количество вагонов, необходимых для выполнения расчетного грузооборота,

(6,8)

где расчетный годовой грузооборот, выполняемый вагонами рассматриваемого типа, т*км нетто.

Для расчета годовых эксплуатационных расходов при выполнении расчетного грузооборота существующей конструкцией вагона и спроектированной необходимо определить значение себестоимости перевозки грузов для сравниваемых вариантов вагонов. Так как в конечном итоге необходимо найти разность эксплуатационных расходов, то рассчитывают только переменные расходы, зависящие от размеров движения, а независящие (постоянные) расходы не учитывают.

Если известна себестоимость перевозки грузов в существующей конструкции вагона, то себестоимость в спроектированном вагоне можно рассчитать методом корректировки. Сущность этого способа заключается в корректировке величины себестоимости перевозки с учетом специфики перевозки грузов в вагонах иных конструкций. Корректировку осуществляют по слагаемым себестоимости перевозки грузов. В качестве слагаемых выступают расходы перевозочного процесса, расчлененные на три операции -начально-конечную, транзитную и передвижения, т. е. себестоимость перевозки грузов может быть представлена в виде следующей суммы;

Сгр = Снк+ Ст +Сп, (6,9)

Где Снк, Ст, Сп~ себестоимость перевозки в части расходов по начально-конечной, транзитной операциям и операции передвижения, у. е.

Капитальные вложения на приобретение вагонов, погребных для выполнения расчетного грузооборота,

Кн(с)= Цн(с)+Nн(с) (6,10)

где Цн(с) - цена новой или существующей конструкции вагона, у. е.;

Nн(с) - количество вагонов новой или существующей конструкции, необходимых для выполнения расчетного грузооборота.