logo
Проектирование вагона, его вписывание в габарит

5. Проверка устойчивости вагона против схода с рельсов

Оценку устойчивости против схода с рельсов вагона, производим по коэффициенту запаса устойчивости.

Коэффициент устойчивости колёсной пары против схода рельса определяется зависимостью

(5,1)

где угол наклона образующей конусообразной поверхности гребня колеса с горизонталью=600;

=0,25-коэффициент трения поверхностей колёс и рельсов;

Рв-вертикальная нагрузка от набегающего колеса на рельс;

Рб-боковое усилие взаимодействия гребня набегающего колеса и головки рельса;

ус]=1,4-допускаемое значение коэффициента запаса устойчивости.

Вертикальная нагрузка равна

Рв=2Qcnш (5,2)

Боковая сила равна

Рбр+

где Qстш - сила тяжести обрессоренных частей вагона, действующих на шейку оси;

gкп - сила тяжести необрессоренных частей;

-расчётное значение коэффициента вертикальной динамики

-расчётное значение коэффициента динамики боковой качки

-расчётное значение рамной силы;

2b=2,036 м.- расстояние между серединами шеек оси.

l=1.58 м.-среднее расстояние между точками контакта колёс с рельсами;

а1 и а2-расчётные расстояния о точек контакта до середин шеек: а1=0,25 м, а2=0,22м.;

r=0.45м. - радиус среднеизношенного колеса.

Сила тяжести обрессоренных частей вагона на шейку оси

Qстш= (5,3)

где mбр-масса брутто вагона,т

mт-масса тележки,т

mн/б-масса надрессорной балки,т

mрп-масса рессорного подвешивания тележки,т

пш-число шеек осей колёсных пар в вагоне

g=9.81м/с2

Qстш=

Сила тяжести необрессоренных частей на одну колёсную пару

gкп=(mкп+mр)g

где mкп-масса колёсной пары с буксовыми узлами,т

mр-масса боковой рамы,т

gкп=(1,402+0,403)*9,81=18 кН

Коэффициент вертикальной динамики

=0,75Кдв

Кдв=а+3,6*10-4b1

где а-коэффициент, равный для обресоренных частей тележки 0,1;

b1-коэффициент, учитывающий влияние числа осей=(2+пт)/2пт

пт-число осей в тележке

v=33м/с- конструктивная скорость

fст=0,05м.-статический прогиб рессорного подвешивания

Кдв=0,1+3,6*10-4*1*(33-15)/0,05=0,2296

=0,75*0,2296=0,1722

Коэффициент динамики боковой качки

=0,25* Кдв=0,25*0,2296=0,0574

Рамная сила

0b1(5+V)

где Р0-расчётная статическая осевая нагрузка

b1=1

=0,003-коэффициент, учитывающий тип ходовых частей вагона

Кус=

=1,69>1.4

Устойчивость колёсной пары против схода с рельса обеспечивается.