3.1 Грузы и их классификация
Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. На AT перевозится практически вся номенклатура существующих грузов. От вида груза в значительной степени зависит тип используемого для перевозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов (ПРМ) и технология перевозок. На рис. 2.1 представлена транспортная классификация грузов и их влияние на тип используемого для перевозок ПС.
В зависимости от наличия упаковки грузы бывают бестарные и тарные.
Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.
По степени опасности грузы делятся на следующие группы:
малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);
опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);
пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);
опасные грузы.
Перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами.
Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).
Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах. Крупногабаритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах. Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.
По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице 3.1. Класс груза в значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.
Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению:
г = qф / qн , (3.1.1)
где qф -- фактическая грузоподъемность ПС;
qн -- номинальная грузоподъемностьПС.
Рисунок 3.1 Транспортная классификация грузов
Таблица 3.1 Классы грузов
Класс |
Коэффициент использования грузоподъемности г |
||
диапазон |
среднее значение |
||
1 |
0,91... 1,0 |
0,96 |
|
2 |
0,71 ...0,9 |
0,8 |
|
3 |
0,51...0,7 |
0,6 |
|
4 |
0,40... 0,5 |
0,45 |
В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитаные и живность.
Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и снижению его качества.
Качество груза -- это совокупность свойств, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества определены стандартами и техническими условиями производителя. Для проверки качества могут использоваться органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.
Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.
Масса груза, кг, относящаяся к естественной убыли, при перевозках на расстояние до 100 км определяется по формуле:
Qу=Nуqф/100. (3.1..2)
При перевозках на расстояние свыше 100 км:
Qу=[Nу +kу(lе.r -100)/100] qф/100 (3.1.3)
где Ny -- норма убыли на 1 кг груза, %;
qф -- фактическая грузоподъемность АТС, т;
kу -- коэффициент убыли на 1 кг груза на каждые 100 км, %;
lе.r -- расстояние перевозки, км.
Основные факторы, связанные с сохранностью груза, определяются механическим воздействием на груз (в основном это величина вертикальных ускорений) и влиянием условий окружающей среды. Величины предельных вертикальных ускорений, допускаемых при перевозках грузов, приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 Значения предельных вертикальных ускорений
Категория груза |
Вертикальные ускорения, м/с2 |
Примеры |
|
1 |
9 |
Стекло, электроника, опасные грузы |
|
2 |
15 |
Мебель, электротовары |
|
3 |
21 |
Песок, дрова |
Наиболее вредное влияние на груз оказывает повышенная влажность воздуха и наличие в нем посторонних примесей. В связи с этим в процессе длительной транспортировки необходимо в грузовом отсеке контролировать абсолютную и относительную влажность воздуха и точку росы.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА
- 1.1 Общие положения
- 1.2 Анализ деятельности предприятия
- 1.3 Обоснование проекта
- 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
- 3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
- 3.1 Грузы и их классификация
- 3.2 Выбор типа АТС для перевозки грузов
- 3.2.1 Расчет производительности АТС
- 3.2.2 Расчет годового пробега с грузом
- 3.2.3 Расчет повышения производительности АТП
- 3.4 Перевозки навалочных грузов
- 3.5 Проектирование технологического процесса перевозки грузов
- 3.5.1 Расчет необходимого числа АТС при перевозке руды
- 3.6 Показатели качества перевозок
- 3.7 Технологическая планировка аккумуляторного участка
- Тема 2.3. Производственно-техническая база автотранспортного предприятия.
- 1 Атп. Структура. Назначение
- Вопрос23,24 Классификация и по и пб автотранспортных предприятий ппб2.06-2000 Классификация транспортных предприятий
- Автотранспортные предприятия
- 2.Классификация и структура автотранспортных предприятий
- Технологический процесс, операция и переход. Производственный процесс и виды автотранспортных предприятий.
- Типы грузовых автомобилей (по грузоподъемности)
- 77. Типы и технико-экономические особенности предприятий ат
- 4.12 Автотранспортные предприятия