logo
Проблемы регулирования развития автомобильного транспорта Вологодской области

2.1 Общая характеристика транспортной системы Вологодской области

Транспорт - это важнейшая составная часть производственно-хозяйственной инфраструктуры, поэтому его устойчивое и эффективное функционирование является необходимостью для дальнейшего развития экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.

Рассмотрение классификации транспорта как объекта исследования (рисунок) позволяет утверждать, что в настоящее время в Вологодской области представлены практически все его виды. (Рис. 2.1.) [31, с. 56].

Рис 2.1. Структурная схема транспорта как объекта исследования [31, с. 59].

Транспортный комплекс региона составляют зарегистрированные на территории области юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, ремонт транспортных средств, изготовление технологического оборудования, выполнение иных связанных с транспортным процессом работ.

В области создана и, в целом, устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры региона, обеспечивающая ее территориальную целостность и взаимосвязанность основных производств. Социально-экономическое развитие области в настоящее время сопровождается постепенным увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономики региона в целом. Вместе с тем, доля транспортного комплекса региона в общем объеме валового регионального продукта (ВРП) в период с 2008 по 2012 гг. увеличилась менее чем в 1,6 раз. Кроме того, за последние пять лет, наблюдается отрицательная динамика данного показателя. Отсюда следует вывод, что транспортная отрасль развивается медленнее, чем экономика региона в целом (табл. 2.1.) [9, с. 45].

Таблица 2.1 Удельный вес транспортной отрасли в основных экономических показателях Вологодской области, % [ 9, с. 45]

Показатели

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

1. В объеме валового регионального продукта (ВРП)

3,7

6,8

6,1

5,8

5,7

2. Среднегодовая численность работников

5,7

6,1

6,2

6,6

6,8

3. Основные фонды (на конец года, по полной балансовой стоимости)

12,7

17,8

27,9*

32,2*

36,1*

4. Инвестиции в основной капитал

13,8

29,7

46,2**

51,4**

55,8**

5. Балансовая прибыль

4,9

2,4

0,1

0,1

0,1

На 1 января 2013 года транспортный комплекс области включает:

-567 автобусных маршрутов общей протяженностью 25,6 тыс. км, (82 маршрута обслуживаются индивидуальными предпринимателями), 8 маршрутов городского наземного электрического транспорта общей протяженностью 74,6 км. Автомобильный пассажирский и городской наземный электрический пассажирский транспорт перевозит 96,0% пассажиров от общего объема пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта;

- железнодорожные пути общего пользования эксплуатационной длиной 769 км;

- внутренние водные судоходные пути протяженностью 1577 км;

- более 1,5 тыс. км внутренних авиалиний гражданской авиации;

- 19,6 тыс. км автомобильных дорог, из них: федеральных дорог - 635,7 км, региональных - 11,1 тыс. км, муниципальных - 7,9 тыс. км.

- по транспортным путям ежесуточно перевозится более 650 тыс. пассажиров, свыше 154 тыс. тонн грузов.

Объем платных услуг транспорта населению области составляет 18,1% от общего объема услуг по области. Количество организаций транспорта составляет 7,7% от общего количества организаций всех отраслей экономики [9, с. 56].

Вопросы координации деятельности всех видов транспорта, взаимодействия со структурными подразделениями Правительства области и органами исполнительной государственной власти, федеральными органами и органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями осуществляет Департамент дорожного хозяйства и транспорта области.

Формирование урбанизированного каркаса немыслимо без гармоничного и интенсивного развития транспортной инфраструктуры. Комплексная оценка состояния транспортной инфраструктуры показала, что область имеет достаточно высокий транспортный потенциал, как в силу своего выгодного территориального положения, так и по достигнутому развитию транспортной системы.

Таким образом, сложившийся транспортный комплекс, объединяющий железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт, играет важную роль в осуществлении межрегиональных грузовых и пассажирских перевозок на связях центральной России с северо-западными, северными и восточными районами, а также в реализации внутрирегиональных сообщений.