2.1 Общая характеристика транспортной системы Вологодской области
Транспорт - это важнейшая составная часть производственно-хозяйственной инфраструктуры, поэтому его устойчивое и эффективное функционирование является необходимостью для дальнейшего развития экономики, улучшения условий и уровня жизни населения.
Рассмотрение классификации транспорта как объекта исследования (рисунок) позволяет утверждать, что в настоящее время в Вологодской области представлены практически все его виды. (Рис. 2.1.) [31, с. 56].
Рис 2.1. Структурная схема транспорта как объекта исследования [31, с. 59].
Транспортный комплекс региона составляют зарегистрированные на территории области юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, ремонт транспортных средств, изготовление технологического оборудования, выполнение иных связанных с транспортным процессом работ.
В области создана и, в целом, устойчиво функционирует современная транспортная система, являющаяся неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры региона, обеспечивающая ее территориальную целостность и взаимосвязанность основных производств. Социально-экономическое развитие области в настоящее время сопровождается постепенным увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и экономики региона в целом. Вместе с тем, доля транспортного комплекса региона в общем объеме валового регионального продукта (ВРП) в период с 2008 по 2012 гг. увеличилась менее чем в 1,6 раз. Кроме того, за последние пять лет, наблюдается отрицательная динамика данного показателя. Отсюда следует вывод, что транспортная отрасль развивается медленнее, чем экономика региона в целом (табл. 2.1.) [9, с. 45].
Таблица 2.1 Удельный вес транспортной отрасли в основных экономических показателях Вологодской области, % [ 9, с. 45]
Показатели |
Годы |
|||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||
1. В объеме валового регионального продукта (ВРП) |
3,7 |
6,8 |
6,1 |
5,8 |
5,7 |
|
2. Среднегодовая численность работников |
5,7 |
6,1 |
6,2 |
6,6 |
6,8 |
|
3. Основные фонды (на конец года, по полной балансовой стоимости) |
12,7 |
17,8 |
27,9* |
32,2* |
36,1* |
|
4. Инвестиции в основной капитал |
13,8 |
29,7 |
46,2** |
51,4** |
55,8** |
|
5. Балансовая прибыль |
4,9 |
2,4 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
На 1 января 2013 года транспортный комплекс области включает:
-567 автобусных маршрутов общей протяженностью 25,6 тыс. км, (82 маршрута обслуживаются индивидуальными предпринимателями), 8 маршрутов городского наземного электрического транспорта общей протяженностью 74,6 км. Автомобильный пассажирский и городской наземный электрический пассажирский транспорт перевозит 96,0% пассажиров от общего объема пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта;
- железнодорожные пути общего пользования эксплуатационной длиной 769 км;
- внутренние водные судоходные пути протяженностью 1577 км;
- более 1,5 тыс. км внутренних авиалиний гражданской авиации;
- 19,6 тыс. км автомобильных дорог, из них: федеральных дорог - 635,7 км, региональных - 11,1 тыс. км, муниципальных - 7,9 тыс. км.
- по транспортным путям ежесуточно перевозится более 650 тыс. пассажиров, свыше 154 тыс. тонн грузов.
Объем платных услуг транспорта населению области составляет 18,1% от общего объема услуг по области. Количество организаций транспорта составляет 7,7% от общего количества организаций всех отраслей экономики [9, с. 56].
Вопросы координации деятельности всех видов транспорта, взаимодействия со структурными подразделениями Правительства области и органами исполнительной государственной власти, федеральными органами и органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями осуществляет Департамент дорожного хозяйства и транспорта области.
Формирование урбанизированного каркаса немыслимо без гармоничного и интенсивного развития транспортной инфраструктуры. Комплексная оценка состояния транспортной инфраструктуры показала, что область имеет достаточно высокий транспортный потенциал, как в силу своего выгодного территориального положения, так и по достигнутому развитию транспортной системы.
Таким образом, сложившийся транспортный комплекс, объединяющий железнодорожный, автомобильный, водный и воздушный транспорт, играет важную роль в осуществлении межрегиональных грузовых и пассажирских перевозок на связях центральной России с северо-западными, северными и восточными районами, а также в реализации внутрирегиональных сообщений.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы развития регулирования автомобильного транспорта
- 1.1 Транспорт и его роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации
- 1.2 Цели и задачи формирования системы регулирования транспортом
- Глава 2. Состояние и тенденции развития автомобильного транспорта в Вологодской области
- 2.1 Общая характеристика транспортной системы Вологодской области
- 2.2 Анализ регулирования развития автомобильного транспорта в Вологодской области
- 5. Социально-экономическое развитие Вологодской области
- 6.9. Проблемы развития и совершенствования автомобильного транспорта.
- 9.3. Управление автомобильным транспортом.
- Глава 2. Анализ Состояния муниципального управления транспортным комплексом вологодской области
- 3.2 Система стратегических целей, задач и приоритетов развития транспортного комплекса Вологодской области
- 3.1 Оценка состояния и проблемы транспортного комплекса Вологодской области
- 21. Транспорт Вологодской области
- 46.Характеристика Вологодской области.
- 4. Вологодская область
- Проблемы и тенденции развития автомобильного транспорта