logo
Подвижной состав железных дорог

3.2 Построение тяговой характеристики локомотива

Тяговая характеристика представляет собой графическую зависимость силы тяги локомотива от скорости движения с учетом допускаемых ограничений. Построение тяговой характеристики, выполняется в два этапа.

Первый этап - расчет касательной силы тяги и построение кривой Fк (v).

Второй этап - наложение ограничений на кривую Fк (v) по конструкционной

скорости локомотива и по условию сцепления колес с рельсами.

Расчет касательной силы тяги для электровозов выполняется по формуле

Fк = mFкл, (2.1)

Где:

m - количество тяговых электродвигателей, равное числу колесных пар электровоза;

Fкл - сила тяги, развиваемая одним тяговым электродвигателем, кН.

Рисунок 2.6 - Характеристика электродвигателя НБ-407 электровоза ВЛ82м

Таблица 2.1 - Расчетные значения v, Fкл, Fк

Iд, А

300

400

700

900

v, км/ч

90

70

60

50

Fкл, кН

12

35

57

87

Fк, кН

96

280

456

696

С использованием численных значений таблицы 1.1 строим зависимость Fк (v). При построении принимаем следующие масштабы: сила тяги Fк - 50 кН = 10 мм; скорости v - 1 км/ч = 1 мм.

На построенную кривую Fк (v) наносят ограничения по конструкционной скорости локомотива и по сцеплению колес с рельсами.

Устойчивость движения локомотива определяется соблюдением основного закона локомотивной тяги, который гласит: "Сила тяги локомотива по численной величине не должна превосходить силу сцепления колес с рельсами". Сила тяги по сцеплению колес с рельсами для электровозов рассчитывается по формуле:

(2.2)

Где: Рсц - сцепной вес локомотива, кН,

Рсц = 2П*m, (2.3)

здесь 2П - осевая нагрузка, кН/ось; - коэффициент сцепления колес локомотива с рельсами, определяется для электровоза ВЛ82м по формуле:

(2.4)

Таблица 2.3 Расчетные значения и Fсц

v, км/ч

0

10

20

30

40

50

60

0,34

0,292

0,287

0,285

0,284

0,283

0,282

Fсц

666,4

572,3

561,9

557,8

555,7

554,4

553,5