logo
Первые дизельные суда

История создания теплоходов в России

теплоход дизельный двигатель баржа

Нефтеналивная речная баржа «Вандал» (построенная на Сормовском заводе и привезённая в Петербург) стала первым теплоходом в мире. Двигательная установка «Вандала» состояла из трёх трёхцилиндровых четырёхтактных компрессорных дизельных двигателей мощностью по 120 л.с. каждый, и электрической передачи. Двигатели были нереверсионными, но благодаря электрической передаче судно могло двигаться задним ходом. Также электрическая передача обеспечивала высокую манёвренность, так как можно было плавно регулировать скорость судна, однако при передаче терялось 15 % мощности дизельного двигателя. Электрическая передача состояла из трёх электрогенераторов и трёх электродвигателей, которые приводили в движение три гребных винта. Судовая двигательная установка показала себя хорошо во время испытаний, но в первом же рейсе «Вандал» стал жертвой аварии. После ремонта «Вандал» проработал на Волге ещё десять лет.

Размеры «Вандала» -- 74,5 м в длину и 9,5 в ширину. Судно брало на борт 820 тонн груза и развивало скорость в 13 км/ч. Корпус плоскодонный, машинное отделение располагалось посередине корпуса, танки для нефти размещались спереди и сзади от машинного отделения.

Чертёж «Вандала»

В 1904 году фирмой Нобеля был построен следующий теплоход, «Самрат», также бывший речным танкером. Он имел два дизеля по 180 л. с. и два электрогенератора. Каждый дизель соединялся с электрогенератором, а потом через муфту с гребным винтом, на котором располагался электромотор. При переднем ходе дизель работал прямо на винт, а генератор и электродвигатель вращались, не давая и не получая тока, как маховики. При заднем ходе двигатель начинал работать на электрогенератор, который посылал ток на электромотор и давал гребному винту обратное вращение. «Вандал» и «Самрат» имели грузоподъёмность в 750 тонн каждый.

Результаты первых же рейсов «Сармата» показали все преимущества дизельных установок на судах. Расходы нефти против однотипных пароходов (которые работали на нефти, а не на угле) оказались в пять раз меньшими. В то же время маневрирование и управление нисколько не ухудшились. О технических испытаниях теплохода печатались отчеты, и не только в России - «Сармат» сделался знаменитостью.

В 1908 году и опять же в России был построен первый морской теплоход -- танкер «Дело», предназначенный для работы на Каспийском море. Он имел два двигателя общей мощностью в 1000 л.с. «Дело» было крупным судном, его длина составляла 106 метров, ширина -- 15 метров, а грузоподъёмность достигала 4000 тонн.

Несколько позже был спущен на воду лучший из этой серии теплоходов - "Данилиха". Построенное по проекту инженера Н.В. Кабачинского для товарищества «Братья Каменские и Н. Мешков» в 1913 году, "Данилиха" была довольно значительна по своим размерам (280х48х11 м), самым крупным по грузоподъемности судном (до 123 тыс. пудов), двухвинтовым, мощностью в 300 эф. сил, мелководным, могущим доставить груз до Москвы.

Оно стало прототипом сухогрузного флота большой грузоподъемности и мощности типа «Большая Волга» и «Шестая пятилетка», строительство которого развернулось в будущем. Братья Каменские родом из деревни Данилиха, что на Каме, поэтому так и назвали свое судно.

Первые теплоходы России:

1903 -- «Вандал»

1904 -- «Самрат»

1907 -- «Коломенский»

1908 -- «Илья Муромец»

1908 -- «Дело»

1911 -- «Урал» -- колёсный теплоход, первый пассажирский теплоход в мире, 800 номинальных сил (сгорел в 1916)

1912 -- «Инженер Корейво» -- грузовой теплоход мощностью в 600 номинальных сил и грузоподъёмностью в 70 тысяч пудов. Построен на Коломенском заводе

1913 -- «Данилиха» -- сухогруз, грузоподъёмность 2000 тонн, мощность 300 номинальных сил. Построен по проекту инженера Н. В. Кабачинского на Сормовском заводе

1915 -- «Москвич», первый в мире буксир-теплоход с горизонтальным двигателем

Кроме крупных, некоторые, из которых отмечены в списке, строились или переоборудовались под теплоходы и малые суда. К 1914 году на Волге их было уже около двухсот, а число крупных теплоходов составляло 48 (пассажирских и грузопассажирских -- 16, грузовых -- 12, буксиров -- 20). В 1907 году Коломенский завод приступил к строительству серии пассажирских теплоходов с винтовым приводом (заказчиком выступало акционерное общество «Кавказ и Меркурий»). Первое судно серии, которое назвали «Бородино», было готово к 1911 году. Строительство серии таких теплоходов продолжалось до 1917 года, всего было построено 11 теплоходов. Самые долговечные суда этой серии, «Урицкий» (первоначально -- «Царьград»), «Парижская Коммуна» (первоначально -- «Иоанн Грозный») и собственно «Память тов. Маркина» (первоначально «Багратион») -- проработали на Волге до 1991 года.