logo
Автоматизированная система координированного управления дорожным движением

2.1 Цели и критерии АСУ координации дорожного движения

Основными целями управления в АСУ координации дорожного движения являются:

- обеспечение высокого уровня безопасности дорожного движения;

- предоставление участникам движения достаточный уровень обслуживания;

- повышение использования пропускной способности дорожно-уличной сети;

- уменьшение вредного воздействия транспортных потоков на окружающую среду.

- экономия топлива, сырья, материалов и других производственных ресурсов;

- снижение численности работающих (занятых рутинным производством);

Таким образом, функционирование АСУ должно быть ориентировано на достижение целого комплекса целей, что делает практически невозможным разработку единого универсального критерия эффективности управления. Поэтому в практике и эксплуатации АСУ координации дорожного движения может найти применение целое семейство частных критериев:

- определение эффективности по безопасности движения - минимальный уровень аварийности на дорожно-уличной сети;

- по уровню обслуживания участников движения - время поездки, скорость движения, время задержки, число остановок, длина очереди у перекрестка, равномерность движения, расход топлива и изнашивание узлов и агрегатов транспортных средств;

- по воздействию на окружающую среду - низкий уровень транспортного шума и минимальный уровень загрязнения воздушного бассейна отработавшими газами двигателей автомобилей;

- по уровню использования пропускной способности дорожно-уличной сети;

- по уровню затрат материальных ресурсов.

Следует отметить, что как основные цели управления АСУ, так и соответствующие им критерии качества теснейшим образом взаимосвязаны. К сожалению, характер этих связей весьма сложен, что не дает возможности произвести их формализацию и объединить хотя бы часть критериев в некоторый обобщенный показатель. Однако практика эксплуатации действующих АСУ координации дорожного движения показала, что большинство рассматриваемых критериев зависит друг от друга таким образом, что оптимизация работы системы по одному из них приводит к повышению качества управления, вычисляемому с применением остальных критериев. Так, сокращение среднего времени задержки автомобилей у перекрестков приводит одновременно к повышению скорости движения, уменьшению числа остановок транспортных средств, длины очереди у перекрестков, затрат по эксплуатации автомобильного парка. При этом повышается использование пропускной способности дорожно-уличной сети и уровень безопасности движения, уменьшается вредное воздействие транспортных потоков на окружающую среду.