Введение
Экономика России, и её транспортный сектор находятся в процессе реформирования. Складываются новые формы собственности, формируется реальная конкурентная среда на рынке товаров и услуг. Смена плановой экономики в стране на рыночную и поспешная приватизация основной части государственных предприятий в подавляющем большинстве отраслей экономики, вызвала резкое падение объемов производства, разрыв хозяйственных связей предприятий, налаженных транспортных схем, взаиморасчетов и т.д. Одновременно потеряли свою роль многие нормативные правовые акты, которые регулировали деятельность экономики в условиях директивного планирования.
Однако, итоги развития экономики за последние годы позволяют говорить о том, что быстрый экономический подъем возможен. Россия располагает, для этого всеми необходимыми ресурсами и одним го важнейших её ресурсов был и остается транспортный потенциал путей сообщения, неотъемлемой частью которых является внутренний водный транспорт.
В настоящее время на внутреннем водном транспорте структурные и институциональные преобразования практически завершены, началась отработка экономических и административных инструментов, обеспечивающих транспортную деятельность в новых социально-экономических условиях. В отличие от 1990 г., когда перевозки осуществлялись 21 государственным пароходством, в настоящее время на внутреннем водном транспорте негосударственный сектор занимает доминирующее положение (более 90% общих перевозок грузов и пассажиров). Реализацию транспортных услуг осуществляют свыше 2000 хозяйствующих субъектов, в том числе 1500 компаний.
Наличие множества разрозненных транспортных операторов значительно ослабляет конкурентные позиции внутреннего водного транспорта (ВВТ) на рынке транспортных услуг.
Известно, что главным направлением реформирования экономики России, в том числе транспорта, явилась ее либерализация, т.е. устранение различного рода запретов и ограничений, препятствующих свободному ведению хозяйствующими субъектами страны коммерческих операций.
Как показала практика, отсутствие единых правил поведения на рынке хозяйствующих субъектов ведет к необоснованному завышению тарифов на транспортные услуги на внутреннем рынке, а на внешних рынках позволяет зарубежным контрагентам навязывать дискриминационные условия контрактов в ущерб интересам отечественных перевозчиков. Необходимость противодействия дискриминации при строгом соблюдении правил добросовестной конкуренции все больше осознается российскими предпринимателями. За последние годы усилилось их стремление к объединению в отраслевые и региональные ассоциации и союзы. Создание подобных объединений позволяет им эффективнее действовать на рынках, осуществлять более скоординированные действия, защищать собственные государственные интересы.
Объектом использования является экономическая деятельность Череповецкого района водных путей и судоходства.
Предмет исследования - социально-экономическая деятельность Череповецкого района водных путей и судоходства.
Цель дипломного проекта - провести анализ состояния и перспектив социально-экономического развития Череповецкого района водных путей и судоходства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: определение характеристики предприятия; провести анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; разработать мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.
Чтобы решить выше перечисленные задачи была использована следующая бухгалтерская отчетность: «Пояснительная записка к бухгалтерскому годовому отчету», «Отчет о финансовых результатах деятельности».
- Введение
- 1. Развитие внутреннего водного транспорта в России
- 1.1 Роль транспорта в социально-экономическом развитии
- 1.2 Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)»
- 2. Экономико-географическая характеристика Череповецкого района водных путей и судоходства
- 2.1 История развития Волго-Балтийской системы
- 2.2 Кратная характеристика Череповецкого района водных путей и судоходства
- 3. Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности
- 3.1 Анализ основных видов деятельности предприятия
- 3.2 Анализ оборачиваемости (деловой активности)